Искусен в делах и увлечении

Фото в начало статьи, 2010 годУже пять лет он носит звание почетного гражданина района, заслуженное 35-летней примерной деятельностью в Камышлинской средней школе. Этот учитель химии и биологии в других образовательных учреждениях страны не работал, в город не рвался, а в райцентре трудился так самозабвенно и продуктивно, что стал отличником народного просвещения РСФСР и СССР, заслуженным учителем России. А главное – он снискал любовь и уважение своих учеников, коллег, односельчан, и слава о педагоге М.Б. Бадртдинове шагнула далеко за границы района. В XXI веке Музагит Бадртдинович познал еще одну славу – художника или, как он сам себя называет, мозаичника.

Дело в том, что в 2005 году он занялся техникой маркетри (инкрустация шпоном, а по-простому – создание изображений или орнаментов путем наклеивания на основу из простого дерева тонких фигурных пластинок из различных по цвету и структуре пород дерева). Хотя рукодельничать Музагит эфенди любил всегда и в том числе рисовать. Еще в студенческие году он начал собирать книги по искусству, а в 1971 году вплотную занялся выжиганием по дереву. Начал с художественного оформления школьного кабинета и лаборатории. С помощью выжигательного прибора сделал портрет Д.Менделеева и его таблицу, потом А.Бутлерова и других корифеев химии. Затем на отдельных табличках – формулы химических процессов. Дома он выжигал виды Камышлы, портреты своих знакомых и греческих богинь.

Также учитель увлекся резьбой по дереву, а вскоре соединил ее с выжиганием и начал отдельные фрагменты картин делать в разных техниках. А со временем он стал не просто вырезать картины на липе, а собирать их из разных пород дерева. «Возвращение студентки», «Жница», «Уж небо осенью дышало» – вот его первые маркетри. «Это тоже очень занимательное дело, – говорит Музагит Бадртдинович. – Деревянные картины, кстати, имеют лечебное свойство. Когда устаю, я смотрю на них, и сразу все забывается, успокаиваюсь». Это их лечебное свойство было весьма кстати, поскольку интересу к маркетри предшествовал инфаркт.

Однажды мозаичник пожаловался коллеге-учительнице изобразительного искусства, что не может найти шпон для картин. «Мы в художественном училище при недостатке шпона использовали спичечные коробки», – ответила она. Эта информация стала равносильной открытию для Музагита абый. Он стал красить коробки в определенный цвет и нарезать из них квадратики размерами 4х4 мм. Получилось обилие заготовок разных цветов, разложенных по отдельным картонным коробочкам. Из этих заготовок и началось складывание мозаичных картин. На первую из них, названную «Приморский городок», ушло 30750 квадратиков тридцати оттенков. По 40 тыс. – на «Лесное озеро» и «Зимний закат в еловом лесу», которые изготавливались по 3-4 месяца.

Потом увидели свет и другие работы, на каждую из которых тратилось около ста коробков. Самостоятельно изготавливалась и рама – в соответствии с содержанием произведения. За десятилетие собрано около 100 картин, часть из которых разошлась по знакомым и родственникам, проживающим в Камышле и других райцентрах, а также в Самаре и Москве. У Музагита эфенди есть грамоты и благодарственные письма за мозаику и резьбу, его картины неоднократно выставлялись, о них писала областная пресса. В декабре 2011 года он заслужил особой оценки своей творческой деятельности на районной выставке живописи и прикладного искусства. Его работы можно было увидеть на Поволжской агропромышленной выставке в Кинеле, на межнациональном фестивале Поволжья в Красном Яру, на выставке в областном музее им.П.Алабина, посвященной Году культуры.

Сельчане приносят художнику горы коробков, привозят их и родственники. Благодаря этому запасы всегда имеются на десять картин вперед. Можно сказать, что слава мозаичника приближается к его славе учителя.

Известность Музагита Бадртдиновича как педагога базируется на личных достоинствах, демократичном отношении к ученикам и весьма эффективной авторской методике преподавания предмета в школе. Достоинств знающие его люди называют много: добросовестное и творческое отношение к делу, необыкновенная работоспособность и доброжелательность, порядочность. «Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности» – так высказывался в свое время известный химик Д.Менделеев. И Музагиту эфенди было присуще глубокое знание предмета на фоне общего высокого уровня личной культуры.

Было заметно, что этот человек занимается любимым делом и умеет заинтересовать своей наукой школьников. Вот слова, сказанные о нем двадцать лет назад директором школы Н.Х. Батюшевой: «Он – учитель, полностью вкладывающий душу в привлечение учеников к химии и биологии, удивляющий умением мастерски их пленить этими предметами. Каждый его урок – плод творчества. Он изначально задумался о поднятии интереса ребят к изучению тем и разработал помогающие в этом деле методические приемы». 

Да, уроки Музагита абый не вписывались в привычную схему, поскольку весьма акцентировано были направлены на пробуждение творческой активности учащихся и развитие умения мыслить самостоятельно. Он первым в районе начал объяснять материал крупными блоками в течение 2-3 уроков, причем под запись. После этого – демонстрационный эксперимент, лабораторные, практические, внеурочные занятия. Потом урок-диспут, а следующий этап – сдача письменного зачета по индивидуальным карточкам, не повторяющим друг друга, что позволяло искоренить списывание школьников у соседей по парте. Оценку по результатам зачета можно было повысить – для этого давались три попытки в другие дни.

Музагит Бадртдинович неустанно составлял такие карточки, совершенствуя и обновляя их, на протяжении 25 лет. Кроме того, к каждому уроку готовились билетики для самостоятельной работы, которые также были разработаны не по схеме «первый и второй вариант», а для каждого ученика. Если школьника на занятии не было, то преподаватель приглашал его после уроков, объяснял материал и давал возможность ответить по билетику. О такой форме отчета по пропущенному занятию в те годы доводилось слышать только от студентов мединститута, а тут сельская школа!

Можно представить, сколько дополнительного времени требовалось педагогу для действий по этой методике. Поэтому в первые годы учительства он приходил на работу до открытия школы и посылал за ключом, а уходил из нее, когда терпение уборщиц лопалось, и они включали непрерывный звонок. Но несколько раз и это не помогло оторвать молодого учителя от подготовки к урокам, и тогда педагога на ночь запирали в школе.

Но зато его выпускники без проблем поступали на биолого-химические факультеты вузов, становились педагогами и учеными. Так, школу М. Бадртдинова прошли половина учителей Камышлинского района, половина сотрудников районной полиции, прокуратуры, начальства. Среди бывших учеников есть два кандидата химических наук, четыре – медицинских наук, еще несколько – сельскохозяйственных. Одна из его давнишних школьниц Гелия Тухбатова говорит, что этот вежливый, мягкий и деликатный с ребятами педагог, влюблявший всех в свой предмет, всегда входил в разряд любимых учителей. Многим нравилось обилие опытов на уроках. Даже сейчас приезжающие на встречи выпускники говорят ему порой, улыбаясь: «А пойдемте, гремучий газ сделаем».

Долгие годы Музагит эфенди руководил работой учащихся на пришкольном учебно-опытном участке. Здесь проводились опыты с учениками по испытанию 16 сортов картофеля, полученных из Ленинграда; по гибридизации и сортоиспытанию сахарной свеклы и пшеницы по заданию Куйбышевского сельхозинститута. Участок также помогал местному колхозу выращивать рассаду овощных культур. Плоды работы ребят регулярно выставлялись на районных августовских совещаниях и отмечались призами. Большинство школьников познакомились на участке с передовыми технологиями выращивания растений, пересаживали на свои дворовые участки разнообразные цветы. По результатам опытов школьные цветоводы многократно занимали призовые места на областных выставках.

Кроме работы со школьниками Музагит Бадртдинович занимался оформлением кабинетов химии и биологии, которые ежегодно отмечались на смотрах. Около 25 лет изготовленные им с помощью учеников макеты, приборы и пособия использовались на уроках – до поступления современного оборудования.

Полтора десятка лет Музагит абый руководил районным методическим объединением учителей биологии и химии, почти все из которых в свое время сидели за партой в его классе. Опытный наставник ежемесячно проводил выездные заседания объединения в разных школах по очереди. В обязательном порядке организовывались открытые уроки и внеклассные мероприятия, к которым каждый учитель готовился в течение года. Обсуждение их проходило в благожелательном тоне, что не мешало звучать дружеской критике. В 1989 году руководитель объединения был удостоен звания «Учитель-методист».

С первого года работы в школе учителя химии выбрали в состав профкома, и до конца учительства он состоял в нем, будучи в течение десяти лет (с перерывами) его старательным и настойчивым председателем. Также Музагит эфенди многократно избирался депутатом сельсовета и здесь трудился на всю катушку. Одним словом, он старался быть примером для своих учеников, поскольку считал это важнейшим принципом учительства в школе.

В Камышлинской СОШ он оказался после окончания в 1970 году Куйбышевского пединститута, хотя был вариант оставления его на кафедре. Но Музагит, стоявший шестым в списке на распределение, в котором было более ста человек, выбрал Камышлу Клявлинского района, хотя знал, что из этого района молодые учителя бегут, а распределяются туда выпускники через слезы. «Городская жизнь не для меня, – и поныне считает наш герой. – Где бы ни был, красоты природы родных мест меня всегда к себе тянули».

В институте он на «отлично» грыз гранит науки на биолого-химическом факультете, поскольку ему нравилось изучение не абстрактных понятий, а живых организмов и проведение химических опытов по превращению веществ. Каждую весну и лето доводилось проводить практику не в пионерских лагерях, а в походах и экскурсиях по самым живописным местам области, где Музагит с однокурсниками собирал гербарии и коллекции, учился определять растения и животных, а также птиц – по пению.

На третьем курсе его избрали председателем студсовета, организовывавшего культурно-бытовую жизнь в общежитии. Было проведено много интересных мероприятий, например, спор на тему «Кто больше знает – М.Ломоносов или современный студент?». Молва о споре вышла за рамки общежития, и им заинтересовались преподаватели, а д.б.н., профессор Л.В. Воржева посвятила ему целый час обобщающей лекции при завершении спорщиками учебы в вузе.

Путь Музагита в пединститут был непрост. Отслужив в армии, он появился в Куйбышеве, поскольку в областной центр переехали его родные. Здесь парень два года работал токарем на опытном заводе №276 (впоследствии называвшемся моторным заводом, который в конце XX века вошел в состав СНТК им. Н.Д. Кузнецова). А по вечерам он занимался на подготовительных курсах авиационного института. Но документы отнес в педагогический, так как еще в детстве Музагит мечтал стать учителем.

Сразу после окончания Балыклинской семилетней школы в 1955 году юноша написал заявление для поступления в Камышлинское татарское педагогическое училище. Но в том году прием на первый курс училища не проводился, и Музагит, переписав заявление, отнес документы в Камышлинский сельскохозяйственный техникум.

Учебой в нем подростки были заняты круглогодично: зимой ежедневно проводились четыре пары теоретических занятий, а весной, летом и осенью – непрерывный труд в учебном хозяйстве, в котором были небольшая ферма крупного рогатого скота, свиноферма, лошади и пасека. Кроме того, имелись поля зерновых культур, поливное овощеводство, яблоневый сад и ягодники. Помимо работы здесь учащиеся старших курсов по 2-3 месяца проходили практику в колхозах и совхозах. 

Несмотря на такую насыщенную учебу, находилось время для выступления с концертами в селах и добровольного участия в прополке полей хозяйств. Группу, в которой учился М.Бадртдинов, называли «гвардейской» за спаянность крепкой дружбой и соблюдение групповой дисциплины. Музагит вел коллективную кассу, в которую все учащиеся группы делали взнос после получения стипендии. Эти деньги с согласия комсорга выдавались нуждающимся по их письменному заявлению взаймы или безвозмездно. На последнем курсе «гвардейцы» всей группой намеревались отправиться на целину, но им сказали, что специалисты сельского хозяйства очень нужны в своей области.

Их выпуск оказался 25-ым и последним в истории техникума, расформированного в том же 1959 году. А Музагит отправился в Пестравский район, где стал агрономом колхоза «Красная Поляна». Но через два месяца его призвали в ряды Вооруженных Сил СССР. Военком, правда, предлагал отсрочку молодому сельхозспециалисту, но тот от нее отказался, боясь, что тогда вообще никогда не попадет в армию.

Молодому читателю этой статьи последнее предложение текста, наверное, покажется чисто пропагандистским и насквозь фальшивым. Но поверьте, уважаемый земляк, что было время, когда парни чувствовали себя неполноценными, если не тянули армейскую лямку. Да и девушки теряли к таким представителям сильного пола, не побывавшим защитниками страны, всякий интерес. Эта тема обыгрывалась во многих популярных тогда фильмах и песнях.

После призыва Музагит прошел курс молодого бойца в Грозном, а потом был отправлен учиться на младшего командира в Севастополь. В течение года его вместе с другими солдатами готовили к работе операторами станций наведения ракет и командирами пусковых установок зенитно-ракетных войск. «Жили по самым строгим правилам, – вспоминает Музагит абый. – Вставали по звуку горна, расходились на занятия под музыку военного оркестра, передвигались по территории только строем под барабанный бой».

Несмотря на свою миниатюрность (рост 157 см и вес 45 кг), М.Бадртдинов был отличником боевой, политической, физической и строевой подготовки. Он выступал в соревнованиях по боксу на первенство дивизии, по классической борьбе – на первенство Черноморского флота, стал бегуном-разрядником. В числе трех курсантов из двух тысяч обучавшихся Музагита поощрили размещением его фотографии на Доске почета дивизии ПВО, а позже только ему одному предоставили краткосрочный отпуск. Наградой для себя он считает и участие в параде войск, прошедшем в Севастополе 9 мая 1960 года.

Школу сержантов Музагит окончил с отличием и был направлен в Севастопольский образцовый дивизион зенитно-ракетных войск. Когда дивизион заступал на боевое дежурство, почти каждую ночь от трех до шести раз объявлялась «готовность №1». В течение пяти минут надо было вскочить с постели, одеться, пробежать порядка 300 метров на позицию, расчехлить пусковую установку, приготовить ракету к старту и доложить об этом по телефону оператору. Дополнительные трудности возникали зимой: то чехлы затвердевали на морозе, то просочившаяся вода замерзала на контактах. Но в отведенное время расчет, которым командовал М.Бадртдинов, все равно укладывался.

Этот интернациональный расчет (командир – татарин, первый номер – еврей, второй номер – литовец, третий номер – киргиз, водитель транспортно-заряжающей машины – украинец) называли «летучим», поскольку он осуществлял заряжание пусковой установки боевой ракетой за 20 сек., в два раза перекрывая норму времени для получения оценки «отлично».

На втором году службы Музагит снова удостоился краткосрочного отпуска, поскольку его микроколлектив успешно справился с задачей на полигоне (боевые стрельбы), где дивизион представлял бригаду. Вернулись ребята в Севастополь с триумфом, а командир бригады встречал их с оркестром.

Но в отпуск командир расчета опять не съездил, поскольку возникали новые задачи. Приходилось периодически вставать на 2-3-месячное боевое дежурство, а во время крупных учений работать непрерывно. Однажды Музагит не имел возможности поспать двое суток подряд, а на третьи сменил подчиненного у телефона для приема команд, дав возможность всем своим ребятам отдохнуть. «Смотрю на вышку с часовым, – вспоминает он, – а она вдруг накренилась и легла на бок. Очнувшись на земле, понял, что упала не вышка, а я сам».

Ближе к концу службы старшему сержанту стали предлагать остаться в армии. Варианты были разные, поскольку он, выполняя одновременно с должностью заместителя командира взвода и должность старшины батареи, оставался командиром пусковой установки. А памятуя о комсомольской деятельности Музагита и полученной им почетной грамоте Нахимовского райкома ВЛКСМ г. Севастополя, обсуждали и возможность его комсомольской работы на офицерской должности.

Но образцовый младший командир мечтал учительствовать и с нетерпением ждал демобилизацию, которую отодвинули на три месяца из-за Карибского кризиса, когда мир был на грани атомной войны. Только после спада напряженности  потенциальных защитников острова Куба все же отпустили на «гражданку».

Армейские годы Музагит эфенди и поныне считает лучшим периодом своей жизни. Не зря же более десяти лет ему потом снились пусковая установка, находившаяся в 20 метрах от моря, ставшие «родными» ракеты и само море. О месте службы напоминает и любимая картина – «Приморский городок».

Морская тема присутствует еще в нескольких картинах, но большинство работ посвящены красотам родного камышлинского края. Герой нашей статьи родился 25 июля 1939 года в селе Старое Ермаково, богатая природа вокруг которого, видимо, стала первым отражением мира в глазах ребенка и определила его тягу к природе.

В том же году семья Бадртдиновых переехала на усадьбу Балыклинской машинно-тракторной станции (МТС), находившейся в полутора километрах от одноименного села. Здесь отец мальчика Бадртдин Абзалов работал механиком по комбайнам и мог по звуку работы мотора определить причину неисправности. Добросовестный работник, он умел ладить с людьми и был всегда готов им бескорыстно помочь. Своих детей он воспитывал личным примером отношения к труду, неприятия алкоголя, табака и бранных слов, а также умением по-доброму пошутить.

Его супруга Миниса была домохозяйкой, но в страдную пору, как и все, выходила на колхозные поля. Она читала книги, написанные арабским и латинским шрифтами, обладала хорошей памятью и была верующим человеком. Миниса апа не пропускала ежедневные молитвы, держала уразу, отмечала все мусульманские праздники и знаменательные дни в жизни святых. На ней держалось и воспитание трех детей, младшим из которых являлся Музагит.

В воспитании мальчика вместе с мамой принимала участие и его сестра Фаузия. В частности, она приобщила младшего брата к чтению художественной литературы, и он начал буквально «заглатывать» книги. Однажды так увлекся чтением, что не заметил частичное солнечное затмение. Привлекало его и умение романтично-прагматичной сестры хорошо рисовать и быть гораздой на выдумки. До самой пенсии она проработала в конструкторском бюро уже упоминавшегося моторного завода.

Хорошо рисовал и брат Зават, который к тому же умело конструировал и сумел освоить каллиграфию, научив кое-чему и Музагита. Выросший во дворе МТС брат прекрасно разбирался в технике и уже в шестом классе собирал сельхозмашины, поступавшие с заводов в виде отдельных деталей. Очень он любил и военную технику, а также военное дело и до самой смерти проработал начальником отдела военкомата.

Пришло время, и Музагит стал учеником Балыклинской семилетней школы. Благодаря своему старанию и усидчивости быстро выбился в отличники и держал марку до выпуска. Преподавание в школе велось, в основном, на татарском языке, поэтому при переходе на русский язык стали возникать некоторые трудности. И преодолеть их изначально помогло то, что в ребячьей МТСовской ватаге русских и татар было почти поровну. В процессе игр, конструирования техники и общения русские дети освоили татарский язык (к изумлению своих родителей), а татарские ребята научились говорить на «великом и могучем».

В шестом классе Музагит добавил к своему возрасту год и вступил в ВЛКСМ. Затем его избрали секретарем комсомольской организации школы, который боролся за высокую успеваемость пионеров, организовывал участие школьников в сборе колосков и желудей, в транспортировке зерна от комбайнов и очистке его на току.

Последовавший после окончания школы период учебы и работы Музагита абый уже описан. Добавим только, что любовь к природе привела его к химии и биологии, а любовь к этим предметам познакомила с будущей женой. Альфия Акрямовна тоже преподавала химию и биологию в Камышлинской школе, завершив заочно тот же факультет пединститута, что и Музагит.

А затем любовь к предмету переросла в любовь к друг другу. Тандем химиков добился такого взаимопонимания, что они стали взаимозаменяемы в учебной работе. Кроме того, супруга Музагита Бадртдиновича вела в школе краеведческую и экологическую работу, а также подготовку к предметным олимпиадам. Не одно поколение учеников она научила собирать и применять лекарственные растения. Школьники на ее уроках ставили учебные спектакли и даже пытались написать оперу по биологии.

Счастливо сложилась и семейная жизнь этих учителей. Они вырастили двух дочек, работающих ныне в Самаре. Старшая из них Эльвира с отличием окончила СамГУ по специальности «биология», а Гульназ – альма-матер родителей, но по специальности «математика». По примеру папы они влюблены в искусство: старшая дочь рисует масляными красками, а младшая – карандашом. Благодаря Эльвире ее отец стал Музагит бабаем для двух внуков-дошкольников.

Три года назад председатель Самарской Губернской Думы В.Ф. Сазонов вручил супругам Бадртдиновым медаль «За любовь и верность». Ныне они, преодолев рубеж рубиновой свадьбы, намерены штурмовать новые высоты семейной жизни.

В период армейской службы. Севастополь, май 1961 года

В период армейской службы. Севастополь, май 1961 года

На уроке химии в 8-м классе, 1980 год

На уроке химии в 8-м классе, 1980 год

На уроке химии в 10-м классе, 1989 год

На уроке химии в 10-м классе, 1989 год

С супругой и дочками, 1988 год

С супругой и дочками, 1988 год

С женой и внуками, 2011 год

С женой и внуками, 2011 год

На фоне своей картины

На фоне своей картины

Почетный гражданин рассказывает о картине

Почетный гражданин рассказывает о картине

Выставка работ Бадртдинова М.Б., 2011 год

Выставка работ Бадртдинова М.Б., 2011 год

Выставка работ Бадртдинова М.Б., 2011 год

Картина "Бригантина" Бадртдинова М.Б.

Картина «Бригантина» Бадртдинова М.Б.

Картина_1 Картина_2

На выставке в РДК, 2011 год

На выставке в РДК, 2011 год

У своих картин

У своих картин

В их ячейке общества языком общения является татарский язык. Дочери тоже говорят по-татарски и иногда в Самаре посещают мечеть. Интерес к религии есть и у жены Музагита абый, которая взялась изучать арабский язык, чтобы читать в оригинале Коран, и три раза уже это сделала. Взяться за арабский собирается и Гульназ.

Что касается самого Музагита эфенди, то он относится к религии нейтрально, так как имеет научное мировоззрение, и предпочитает чтение книг из личной библиотеки, в которой сейчас около 5 тысяч томов. Кроме того, еженедельно  прочитывает 2-3 книги из районной библиотеки. В конце июня, например, он еще раз перечитал на татарском языке известный роман А.С. Абсалямова «Белые цветы».

Всей семьей Бадртдиновы любят смотреть передачи телеканала ТНВ, а благодаря жене, следящей за календарем, своевременно отмечают татарские праздники. На других каналах Музагит абый интересуется только сводкой погоды. Много времени у него отнимает работа на приусадебном участке, где растут овощи, ягоды и цветы. Любит он также почти ежедневно совершать прогулки на природу.

Но основное время Музагит Бадртдинович тратит на свое увлечение, связанное с искусством. Одновременно приходится работать над тремя-четырьмя картинами, поскольку требуется чередование этапов подготовки и выполнения. Главным консультантом и критиком в этом деле является жена. Новыми любимыми работами он называет «Осень», «Олени», «Амазонка», «Летний полдень» – это всё мозаика. А ныне трудится над картинами «Сумерки» (мозаика), «Гуси» и «Мечта» (маркетри). Зимой мастер располагается в зальной комнате за любимым столиком, а в середине года творит в летнем домике.

Этот кропотливый труд, требующий большого терпения, работоспособности и усидчивости, – по нраву и по душе Музагиту эфенди, поскольку перечисленные качества сопровождают его по жизни. Да к тому же он помнит фразу своего любимого Д.Менделеева о том, что «нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». В связи с этим надо отметить удачный выбор имени своему мальчику Бадртдина и Минисы Абзаловых. Ведь в переводе с арабского оно означает старательный, проявляющий усердие. Отсюда, видимо, проистекает и девиз Музагита абый – «Быть примером во всем!». И, согласитесь, девиз работает. Поэтому кроме перечисленных в тексте наград у него имеются грамоты министерств просвещения; ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС И ЦК ВЛКСМ; знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года» и др. 

У слова «мозаика» франко-итальянское происхождение, но есть у него и латинские корни. Если собрать воедино три трактовки этого слова, то получится вот что: вид искусства, складываемый из кусочков и посвященный музам. Музагит абый вроде бы музам посвящал только выжигаемые работы, так что у него есть возможность расширить «поляну» тем. 

Впрочем, не это самое главное. Словно про героя нашей статьи сказано в стихотворении его сельского коллеги из Калмыкии, педагога И.А. Погореловой: «Каждый день и в жару и в ненастье/ Собираю мозаику счастья».  Продолжайте собирать такую мозаику, Музагит Бадртдинович!

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», №3(12), 2015 год.

Просмотров: 2250

8 комментариев

  1. Мой классный руководитель!

  2. Мы с мужем часто их вспоминаем добрыми словами. Это УЧИТЕЛЯ С БЬШОЙ БУКВЫ! Таких наверно и нет больше)))Учить детей нужно иметь божий дар! Только тогда они могут дать знания!!!!!! Спасибо Вам!

  3. Скромный,преданный своему делу и плюс талантливый!!!!!!!!!!!!!!Я у него не училась,но район не большой.все друг друга знают.

  4. Хороший учитель

  5. Мои самые любимые учителя.Спасибо вам

  6. Добрый учитель химии! всего самого Вам хорошего, здоровья и долголетия, творческого вдохновения. ваша ученица.

  7. Уважал.Уважаю.Буду уважать всегда.Именно этот педагог приложил максимум усилий в мое формирование как человека и личности.Огромное Вам спасибо и низкий поклон уважаемый Музагит Бадретдинович!!!