«Существуют полулегендарные сведения о том, что Ленин говорил и на татарском» /Ленин и Казань: брат повешенного или вождь революции? / Хокукларны барлаганда

1461512030_IMG_8044Многие в нашей стране, особенно представители старшего поколения, по привычке отмечают в календаре дату 22 апреля. В 1870 году в этот день родился Владимир Ульянов-Ленин — человек, изменивший ход истории в XX веке. Ни для кого не секрет, что вождя мирового пролетариата многое связывало с Казанью и ее жителями. Интересно у Ильича складывались отношения и с татарами. Подробнее об этом рассказал в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», татаровед Азат Ахунов.

Разрушитель и созидатель

Ожесточенные споры, которые велись вокруг наследия и личности Ленина, затихли. Все тише и тише голоса тех, кто ратовал за вынос тела вождя из Мавзолея и снос его памятников. О Ленине позабыли, и не каждый школьник сможет сказать — кем был этот человек.

В Казани Ленин тоже оставил свои следы. Он учился здесь в Казанском университете, откуда в 1887 году был исключен за участие в студенческой стачке. Как принято было говорить в советское время, в Казани он сделал первый шаг в революцию.

Современная Казань претендует на титул третьей столицы России, развивается туризм, в геометрической прогрессии растет число российских и иностранных гостей. На этом фоне был возрожден и отреставрирован дом-музей В.И. Ленина в расчете на потоки туристов из дружественного, все еще коммунистического Китая.

Ленин, несомненно, был крупной исторической фигурой, которому удалось разрушить Российскую империю и создать новую — Советскую. Надо отдать должное интеллекту, организаторским способностям, другим неординарным качествам, которые выдвинули его в ряд выдающихся лидеров всех времен и народов. Стоит еще раз перелистать ленинские работы, например, капитальный труд «Развитие капитализма в России», и станет ясно, что революционер погубил в себе прекрасного ученого-теоретика. И наряду с этим нельзя забывать о невероятной жестокости «дедушки Ленина», развязавшего «красный террор», о человеке, который ради победы революции готов был жертвовать жизнями миллионов своих соотечественников.

«Кто виноват?» и «Что делать?». Эти вопросы русская рефлексирующая интеллигенция задавала себе тысячу раз. И тысячу раз не находила ответа. Ясно одно — революция 1917 года не только расколола страну на два лагеря, а изменила весь порядок вещей, нарушила привычный многовековой ритм жизни старушки России. Впрочем, об этом написаны тонны книг и нет смысла возвращаться к этому вопросу.

Золотые горы нацменам

Но речь не об этом. Что дала революция татарам?

Татарская передовая интеллигенция встретила Октябрьскую революцию с большими надеждами, мечтала, что Ленин наконец-то предоставит татарам независимость. А ведь большевистская риторика и в самом деле давала пищу для таких размышлений. Ленин, Сталин и другие революционеры поначалу обещали татарам и другим «нацменам» золотые горы. И кое-что реально было сделано. В 1920 году была создана Татарская АССР, национальные кадры получили всю полноту власти, какое-то время большевики терпели мусульман и не репрессировали их.

Юсуф Акчура — известный татарский общественный и политический деятель, который работал с 1923 года у Ататюрка советником по вопросам политики и культуры, сравнивал своего шефа с Лениным, которым он искренне восхищался. Он познакомился с Лениным еще летом 1916 года в Цюрихе. Во время той встречи они проговорили целых четыре часа. На вопрос Акчуры о том, как большевики, в случае их прихода к власти, будут относиться к национальному вопросу, Ленин ответил: «Те права, которые вы требуете, вы получите с лихвой, если мы перейдем на принцип местного самоуправления».

Юсуф Акчура познакомился с Лениным еще летом 1916 года в Цюрихе. Во время той встречи они проговорили целых четыре часа.

В 1932 году Мустафа Кемаль поручил Акчуре руководить работой 1-го Турецкого исторического конгресса. На одном из банкетов, данных в честь приезда советской делегации, Мустафа Кемаль предоставил слово своему советнику. На прекрасном русском языке татарский ученый сделал доклад, который приятно удивил советских функционеров. В частности, Юсуф Акчура положительно оценил роль народников в истории России, сравнил Ленина с Львом Толстым и показал его как героя, «рожденного на гребне противостояния Востока и Запада», а также положительно оценил предоставление большевиками автономий малым народам Советской России.

Да, в национальном вопросе (как, впрочем, и в других) вначале Ленин был либералом. Обещал золотые горы узникам бывшей «тюрьмы народов», что было популизмом и волюнтаризмом чистой воды. Уже скоро возведенные наспех декорации рухнули, и нации вновь оказались у разбитого корыта.

Из обращения к трудящимся мусульманам России и Востока 20 ноября 1917 года:

«Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России!

Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Башкирский вопрос

В 1919 году была создана Башкирская автономная республика, через год — ТАССР. «Мы дали автономию Башкирской республике. Мы должны создать автономную Татарскую республику, и ту же политику продолжаем по отношению ко всем восточным народам и говорим себе: стоя против огромного фронта империалистических держав, мы, борющиеся против империализма, представляем собой союз, требующий тесного военного сплочения, и всякие попытки нарушить это сплочение рассматриваем как совершенно недопустимое явление. Как измену интересам борьбы против международного империализма», — писал Ильич по этому поводу.

Вспоминает разговор с В.И. Лениным в 1922 году и известный татарский политик Сахиб-Гарей Саид-Галиев (из книги В.И. Ленин и Башкирия, Уфа, 1984): «Касаясь вопроса о башкирах, которые остались за пределами малой Башкирии и, по нашему мнению, должны были войти в Татреспублику, мы старались убедить Ильича в том, что между татарами и башкирами в сущности разницы почти нет. На это Ильич примерно в таком смысле ставил нам ряд вопросов:

— А есть разница в языках или наречиях татар и башкир?

— Есть, но совсем незначительная, и то среди крестьян, — следовал наш ответ.

Затем мы указывали на то, что вражда к татарам ограничивается лишь узким кругом шовинистически настроенной башкирской интеллигенции.

Тогда Ильич задал нам примерно такой вопрос:

— Ну, а кто же тогда недавно выгонял с побоями из башкирских деревень татарских учителей и даже мулл, как колонизаторский элемент, башкирская интеллигенция или сами крестьяне?

— Конечно, — отвечали мы, — делали это крестьяне, но это было результатом агитации башкирской интеллигенции.

— А кто сформировал полки и бригады из башкирских крестьян и сумел их повести в бой против кого угодно?

— Тоже башкирская интеллигенция, — тихо промолвили мы упавшим голосом.

На несколько секунд беседа прервалась. Мы молчали, ибо дальше некуда было ехать. Ильич нас поставил, что называется, лицом в угол. Этими тремя простыми вопросами Ильич дал нам великолепный урок в том, как одна из только что освободившихся национальностей, сравнительно более сильная, не должна брать на себя роль благодетеля по отношению к менее сильной народности, а тем более действовать вопреки ее желаниям».

Льготы для образованных «инородцев»

Сохранились воспоминания бывшего председателя Казанского губисполкома Иосифа Ходорковского, который дискутировал с Лениным относительно льгот для крестьян-татар: «Обращаясь к продовольственному вопросу, Владимир Ильич довольно определенно высказался в том смысле, что было бы целесообразно установить ряд льгот при взимании продразверстки для крестьян-татар. На наши указания, что нельзя давать льгот крестьянам-татарам, не давая их и русским крестьянам, Владимир Ильич ответил, что он видит эти затруднения, но надо найти подходящую форму и все-таки эти льготы дать надо, чтобы татарское крестьянство почувствовало реально (пусть и в недостаточной степени) образование Татарской республики».

Доброта «дедушки Ленина» была основана на жестком прагматизме. Русские крестьяне, мол, и так никуда не денутся, а вот татарские — кто знает, могут и взбунтоваться да потребовать полной независимости.

Ленин понимал, что с татарами, как с наиболее образованной частью «инородцев», необходимо считаться. В советское время любили повторять, что до революции 80% татар были неграмотны. При этом забывали уточнить, что эти 80% были неграмотны по русской грамоте. Как известно, татарская школа охватывала обучением почти сто процентов татарского населения (в том числе женщин). Этот факт приводит в одной из своих работ и Ленин:

«У казанских татар на 150 человек приходится сейчас 1 мечеть и 1 мулла, у русских и инородцев того же района (Казанская губерния. — прим.ред.) 1 священник приходится на 1500 душ; у первых одна школа на 100 душ обоего пола; у православных — одна на 1500-3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар еще более высокое».

Знал ли Ильич татарский?

Ленин полагал, что отношение к татарам и другим инородцам должно измениться и на бытовом уровне. «…Третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как «полячишкой», как татарина не высмеивают иначе, как «князь», украинца, иначе как «хохол», грузина и других кавказских инородцев — как «капказский человек», — писал Ильич.

Что касается татар, то прозвище «князь» (видимо, по отношению к татарам-официантам из касимовских татар) было, наверное, самым безобидным. Например, простолюдины в России называли татарина не иначе, как «собака».

Интересные воспоминания о Ленине и его отношении к татарской литературе и татарскому языку оставил журналист Владимир Бахметьев, который в марте 1921 года на X съезде РКП(б) с группой делегатов от ТАССР, входивших в состав комиссии по национальному вопросу, принимал участие во встрече с вождем в Москве:

«Вот! — подтвердил Ильич. — Кстати, как у нас с литературой татарской? Имеются достойные преемники этого… как его! — сын муллы, поэт, перевел на свой язык Пушкина, Лермонтова… Абдулла, Абдулла…

— Тукаев! — выронил я и, пряча в карман записную книжку с карандашом, назвал несколько имен из молодых татарских писателей.

— Значит, не перевелся порох в пороховницах! — заметил, улыбаясь, Ильич. — Ну, а как обстоит у вас дело с журналистикой, газетами?

Владимир Ильич задал мне несколько вопросов. В том числе о тираже газеты («Известия ТатЦИКа». – прим. ред.), об участии в ней национальной интеллигенции и даже полиграфической базе. И вдруг:

— А вы татарским языком владеете?

Предупредив мой ответ, один из товарищей, работавший у нас одно время председателем губпрофсовета, затем наркомом труда, сообщил:

— Видите ли, Владимир Ильич, еще в прошлом году казанцами было решено издавать одну газету на татарском и русском языках под общей редакцией его, — указал он в мою сторону, — на русском языке и местного молодого журналиста…

— Шафигуллина, — подсказал я.

— Да, Шафигуллина, — на татарском языке.

Владимир Ильич одобрительно кивнул нам, но все же сказал, что и редактору русского издания неплохо бы знать татарский язык, однако, уловив мое смущение, внушительно, без намека на улыбку, заметил, что у всех народов, говорящих на своих родных языках, имеется единый, общий и обязательный язык — язык нашей партии, и что владение вот этим языком — святой долг любого, любой национальности, редактора».

Кстати, существуют и полулегендарные сведения о том, что вождь пролетариата говорил и на татарском языке. Как вспоминал Шарафетдин Хусаинов — родственник известного татарского купца и мецената Ахмед-бая Хусаинова, основателя оренбургского медресе «Хусаиния», во время их встречи в Москве в 1922 году большевистский вождь произнес несколько слов на татарском и сказал подчиненным: «Хусаиновы очень много сделали для народного просвещения и все свое состояние отдали государству, и поэтому их не нужно подвергать репрессиям».

Справка

Ахунов Азат Марсович – казанский востоковед, татаровед, исламовед.

Доцент КФУ, кандидат наук (Институт международных отношений, истории и востоковедения, кафедра востоковедения и исламоведения).
В 1995 году окончил Казанский федеральный университет, факультет татарской филологии истории и восточных языков. Специальность: татарский язык и литература со специализацией по арабскому языку.
В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию (филологические науки) по специальности «Литература народов Российской Федерации».

* * *

Как и почему 17-летний Владимир Ульянов участвовал в протестной студенческой сходке в Казанском университете

22 апреля 1870 года родился тот, кто в студенческие годы стал выглядеть как «низковатый, приземистый, с большой головой на короткой шее, с маленькими хитроватыми глазками под рыжими бровями — наружность самая невнушительная и нерасполагающая». «Брат повешенного», — шептали студенты друг другу, когда появлялась эта с виду плюгавенькая фигура, которой суждено было в будущем превратиться в разрушителя России и палача русского народа. Позже возникло его партийное прозвище — Ленин.

ДВА ЯРКИХ ИМЕНИ, НО БЕЗ ЛЕНИНА

Ленин и Казань. Считается, что свою революционную деятельность Ильич начал не только с участия в исторической сходке казанских студентов, но даже с роли ее главного зачинщика и организатора. Так что же на самом деле произошло 4 декабря 1887 года в актовом зале нашего императорского университета? Зная приверженность советских властей к откровенному вранью, причем вранью виртуозному, страстному и убедительному настолько, что сами его авторы искренне в него верят, предлагаю начать не с версий, которые симпатичны апологетам ленинизма, а с мнений товарищей с несколько иными взглядами. И правда — давайте начнем с «иных», потому как официальные несколько успели наскучить за 70 с лишним лет.

Иван Щедрин, один из авторов казанского журнала «Элита Татарстана», пишет, что в то время большинство студентов сильно нуждались и подрабатывали в судах, типографиях, уроками, переводами, статьями. В казанской среде было в конце 1880-х годов два ярких имени: Константин Сараханов и Евгений Чириков. Сараханов трудился в «Казанском биржевом листке» — составлял литературные, театральные, музыкальные обзоры. В короткое время заработал репутацию яркого и острого критика. Чириков вел «Дневник обывателя» в «Волжском вестнике» и тоже составлял обзоры — выгребных ям, больниц, извозчичьих бирж, рынков. Предметы были такие и в таком состоянии, что других слов, кроме ядовитых и резких, Чириков не находил. За это его неоднократно привлекали ко всякого рода ответственности, грозили свернуть шею в темном переулке, выслать к черту на кулички. Вот они-то и стали закоперщиками, как выражались в то время, знаменитой сходки казанских студентов 1887 года. Теперь эту историю разные ученые излагают по-разному. Одни искренно, с придыханием: 350 участников!

«В защиту попранных прав наших университетов» 99 человек исключили! Всех их — в тюрьму! В шею из Казани, под надзор полиции! Ульянова — в Кокушкино, в ссылку! И беседы его с приставами, как «лыко в строку», вворачивают: «Стена, да гнилая. Ткни — и развалится!» Другие смеются: вся сходка — 39 человек. Никакого ареста — задержание для выяснения, без протокола. Быстро установили, что Ульянов в числе главных крикунов не числился, хотя и был братом казненного. На трибуну рвались 12 человек, остальные 27 стояли в сторонке. Утром 5 декабря 1887 года все студенты разошлись из участка по домам. И написали заявление «об изъятии из числа студентов» университетскому начальству, поскольку при поступлении дали обязательство «не состоять… не принимать». Но никто не знает, как бы поступило университетское начальство, особенно с теми, к кому полицейские не предъявили никаких особых претензий. Полицмейстер рекомендовал 12 активным студентам — участникам сходки — покинуть город. Остальных спрашивал, что они намерены делать. Ульянов ответил, что поедет в родовое имение в Кокушкино. Это был его выбор, а не ссылка по распоряжению властей.

КРЫСОЛОВЫ ПО-КАЗАНСКИ

Что же кроме «попранных прав русских университетов» было в подоплеке сходки? В начале декабря 1887 года студенты обнаружили в своей среде тайного осведомителя полиции — некоего Милонова. Такие личности в изобилии водились в революционных кружках, куда проникали все кому не лень. Студенты были разные, но стучать, выражаясь по-нынешнему, считалось невозможным и у левых, и у «белоподкладочников». И вот вдруг всплыло, что в учащейся среде орудует тайный осведомитель. Все этого, казалось, только и ждали. Сразу составился «трибунал» под руководством известного казанского журналиста и студента-юриста Сараханова, писавшего дерзкие литературные обозрения для «Казанского биржевого листка». Подозреваемого допросили, заслушали свидетелей, подтвердивших, кроме прочего, и то, что университетская администрация знала про это, а наутро 3 декабря гектографированный приговор уже видели на заборах и столбах Казани. Его читали рабочие Крестовникова, Алафузова, обыватели, торговцы. Милонова изгнали из студенческой среды и поставили «вне закона чести». А вечером стало известно, что «судьи» арестованы. И в актовый зал под руководством Чирикова устремились возмущенные студенты. Центральными фигурами всего этого водоворота событий были, конечно, Сараханов и Чириков. Если о ком и говорили, то о них. Если кто и вызывал пристальное внимание и раздражение полиции и руководства университета, то именно эти «литераторы» — Сараханов и Чириков. Чириков впоследствии стал большим писателем, но отдал симпатии белому движению, почему и получил от Ленина записку: «Уважаю Ваш талант, но вынужден буду арестовать». Чириков не сомневался в том, что «казанский студент» Ульянов осуществит свое обещание, и уехал в эмиграцию. Не переставал удивляться, как такой непредставительный господин, как Ульянов, стал диктатором России. Сараханов, выехавший в Нижний Новгород, впоследствии закончил университетский курс и получил диплом, степень кандидата прав, но предпочел карьеру журналиста. Оказался в Саратове, где стал лучшим газетным критиком, редактором, а потом и хозяином «Саратовского листка». Обозрения из его газеты перепечатывали столичные издания. В 1917 — 1919 годах работал в Тюкалинске, городке Омской губернии. Был председателем городской Думы, председателем уездной земской управы, комиссаром временного правительства. Отклонил предложение сибирского омского правительства о службе в должности министра печати. Когда красные войска дошли до Тюкалинска, его арестовали и осудили к трем месяцам лишения свободы в концлагере с последующей ссылкой. Протокол заседания ЧК подписал сам знаменитый товарищ Кедров. Умер в тюрьме.

ЭТО БЫЛ ЕГО ВЫБОР, А НЕ ССЫЛКА

Алексей Литвин, казанский профессор истории, в своих исследованиях и публикациях в газете «Вечерняя Казань» утверждал, что да, было преувеличено и число участников сходки. Для профилактических предупреждений в полицейский участок были приглашены (не арестованы, а задержаны на одну ночь, без протоколов допроса) 39 студентов — участников сходки. Полицейские быстро выделили среди них ее инициаторов. Они выяснили, что активными были 12, а пассивными — 27 студентов. Они никого не собирались арестовывать, а тем более сажать в тюрьму. Утром 5 декабря все студенты покинули полицейский участок, но никто не вернулся в университет. Все они при поступлении, согласно существующим тогда правилам, подписали обязательство «не состоять членом и не принимать участия в каких-либо сообществах». Они знали, что участие в сходке грозило им исключением из университета, и по выходе из участка все 39 человек написали заявление на имя ректора об «изъятии» их «из числа студентов Императорского Казанского университета». Неизвестно, как бы поступило университетское начальство, особенно с теми, к кому полицейские не предъявили никаких особых претензий, но они решили сами уйти из университета.

Согласно полицейским спискам Ульянов вошел в число пассивных 27 участников сходки. Он вызывал интерес полиции только как брат казненного 8 мая 1887 года за участие в покушении на императора Александра III Александра Ульянова.

Утром 5 декабря полицмейстер рекомендовал 12 активным студентам — участникам сходки — покинуть город. Остальных он спрашивал о том, что они намерены делать. Ульянов ответил, что поедет в родовое имение в Кокушкино. Это был его выбор, а не ссылка. Он появился там 7 декабря.

ОСОБЫХ ТРУДНОСТЕЙ УЛЬЯНОВЫ НЕ ИСПЫТЫВАЛИ

Владимир Ульянов был студентом Казанского университета с 13 августа по 5 декабря 1887 года, занятия посещал нерегулярно, но 30 сентября того же года был освобожден от платы за обучение на основании его прошения и свидетельства о бедности. Денежных трудностей семья Ульяновых не испытывала. Они получали пенсию за умершего в 1886 году отца, у которого остались банковские накопления, были деньги, полученные за продажу дома в Симбирске, кроме того, была доля доходов с имения в Кокушкино, сдаваемого в аренду, и т. д. Решение Ульянова освободиться от платы за обучение принадлежало ему, желавшему, видимо, показать семье свою независимость. Университет шел ему навстречу, учитывая его отличный аттестат об окончании симбирской гимназии и блестящую характеристику ее директора. Этому тогда не мешали данные о революционной деятельности его брата. Теперь же все стали ставить в вину Ульянову, чтобы отказать ему в праве учиться в высшей школе. Но вскоре запрет был снят, и с 1890 года Владимир Ульянов вновь стал студентом, экстерном заканчивающим юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета…

Казалось бы, пребывание Ульянова в Казани и его кратковременная учеба в университете, участие в студенческой сходке должны были стать частью его биографии. И только. Но идеология тоталитарного государства, от многих мифологических черт которой никак не могут отказаться и в постсоветской России, брала свое. Вскоре после смерти Ленина появились воспоминания его родных и соратников по партии, которые вдруг стали рассказывать то, о чем при его жизни не говорили. Владимир Адоратский (1878 — 1945), выпускник юридического факультета Казанского университета, большевик, в 1924 году вспомнил о встрече с Лениным 1905 года, когда услышал его рассказ о том, как по дороге в полицейский участок ехавший с Ульяновым в пролетке пристав спросил его: «Ну что вы бунтуете, молодой человек?! Ведь стена!» И услышал неожиданный для себя ответ: «Стена, да гнилая, ткни — и развалится!» Адоратский был преподавателем Казанского университета в 1919 — 1920 годах и не раз писал и вспоминал о встречах с Лениным, но этот случай описал только после его смерти.

…Перед университетом на знаменитой «сковородке» до сих пор стоит памятник студенту Владимиру Ульянову. А сам университет уже именуется Приволжским и федеральным, а не носит имя Ленина. Так почему бы молодого Ульянова не перенести к научной библиотеке, а на его месте не воздвигнуть памятник самому университету, в создании которого наверняка приняли бы посильное участие многие его выпускники?!

«БИЗНЕС Online»

* * *

Без яңарак кына тарихка озаткан ХХ гасыр. Россия халкы өстендә үткәрелгән, кешелек тарихында тиңе булмаган бөек социаль тәҗрибә. Тәҗрибәнең чишмә башында торган, гражданнарның билгеле бер өлеше кичә чираттагы туган көнен искә алып узган, империя эчендә изелеп, кимсетелеп җан асраган милләтләргә автономия, үз-билгеләнеш хокукы калдырган Ленин…

Бер акыллы зат әйткән: “Рево­лю­ция­ләрне романтиклар ниятли, фанатиклар тормышка ашыра, ә нәти­җәләреннән адәм актыклары файдалана”. Октябрь инкыйлабын ниятләгән, аны тормышка ашырган Ленинны романтик дип атау күпмедер дөрес булганда да, гомерен гади хезмәт кешесен изүдән коткаруга, бәхетле, ирекле итүгә багышлаган ке-шене фанатик дип тарихтан ерак кеше­ләр генә сөйли аладыр.

Ленин күралмаган капитал дөнья белән идарә иткән бүгенге чорда туксан ничә ел элек “үлгән арсланга китереп тибү” җиңел инде ул. Хагы, нахагы бар дигәндәй, юлбашчыны гаепләүләр әле дә ишетелгәләп тора. Аларның иң соң­гысының үзенчәлеге шунда:  анда Рос­сиядәге азчылыкларга хәзерге караш, милли мәсьәләләрдә ил җитә­к­че­легенең күңел төбендә яткан уйлар шактый ачык чагыла кебек. Сүз Ил­башының ике ай элек кенә пролетариат юлбашчысы Кызыл мәйдандагы мавзолеенда әйләнеп ятарлык итеп әйткән шактый кискен тәнкыйте хакында.

Илбашы фикеренчә, Ленин, заманында союздаш һәм автономияле республикалар оештырып, СССР төзеп, ил астына, аз да түгел, күп тә түгел, атом бомбасы куеп калдырган. Ил, Россия империясе вакытындагы кебек, милли берәмлекләрдән азат булса, губер­ни­яләрдән торса, 1990 елларда таркалмыйча, элекке чикләрендә каласы булган икән. Кыскасы, бомба шартлаган һәм, Путин әйтүенчә, “гасырның иң бөек геосәяси фаҗигасен” китереп чыгарган. Башкача бәяләгәндә, азчылыкларны хокуклы, азмы-күпме ирекле итү бер дә дөрес булмаган…

Ә бит СССР төзелгән 1922 елдагы, илдә аннан алдарак булган вәзгыятьне искә төшерү, Ленинның гамәлләренең дөрес яки дөрес түгеллегенә җавапны бар тулылыгы белән бирә һәм аны аңлауда һичбер кыенлык юк. Россияне тәмам хәлсезләндергән Беренче Бөтен-дөнья бәрелеше, ул тудырган инкыйлаб­лар, алардан соң кабынган гражданнар сугышы “халыклар төрмәсе” дип аталган империяне шундый мөшкел хәлгә төшерә ки, анда гасырлар буе михнәт чиккән титулсыз халыклар, җай чыгудан файдаланып, империядән котылу, кайсы кая качу ягын карамасалар, ул эшкә әзер булмасалар, Ленин андый адымга барыр иде микән? Аның үткер акылы бу очракта бердәнбер дөрес юлны сайлый. Милләт-ләр белән килешү, аларны хокуклы итү, ахыр чиктә, союз, федерация төзү юлы белән генә илне җыеп буласын юлбашчы яхшы аңлый. Һәм ул юл тормышка ашырыла да.

Ленин мәсьәләне башкача хәл итәргә алынган очракта Россиянең чикләре бүгенге чикләрдән дә эчтәрәк яту, тер­риторияләрдән колак кагу ихтималы шактый була. Андый вәзгыятьнең татарга кагылган ягы да юк түгел: гомер-гомергә бердәмлек, оешканлык җит­мә­гән кавем, чикнең тышына чыга алмыйча, эчтә калып, без әле бүген дә Казан губерниясе дип аталган төбәктә яшәгән, милли хокук­ларыбыз хәзер­гедән ныграк кысылып яки бөтенләй хокуксыз калып, инде инкыйразга килеп терәлгән булмас идек ми-кән? Ленин сайлаган сәясәт аркасында, без  автономия кысаларындагы булса да республика статусы алдык һәм әле бүген дә, начармы-яхшымы, милли республика булып калабыз.

Советлар Берлеген төзү, федератив мөнәсәбәтләр түгел, киресенчә, чынлыкта аларның булмавы ул. Азчылыкларга чын хокуклар бирелсә, үз акыллары белән яшәргә мөмкинлек тудырылса, алар (элекке союздаш респуб­ликалар) шулай дәррәү читкә чабарлар идеме?

Революция дип аталган җенне дә чүлмәктән Ленин чыгармады. Ленин аяк астында яткан властьне күтәреп кенә алды. Җеннәр тулы ул чүлмәкне дөньяны, илләрне кабаттан бүлешергә тотынган, глобаль сугышка кереп киткән дөньяви империализм, капитал ачты. Ленинны гаепләү өчен дә, миңа калса, гаепләү­челәрдә аның даһилыгының ким дигәндә кечкенә бер өлеше булу кирәктер. Чал тарихка мең елга дип кергән титаннар булган кебек, керергә бик тырышып та, юл читендә калганнар бар. Россияне сакларга теләгәннәр милли мәсьәләләр кебек четерекле эштә пролетариат юлбашчысыннан сабак алсалар, һич тә артык булмас иде кебек. Тулы канлы федера­лизм­ның Россиягә туры килгән бер­дән­бер дөрес дәүләт төзелеше икәнен күптән аңларга вакыт.

“Ватаным Татарстан”  (№ 57, 23.04.2016).

Просмотров: 1432

3 комментариев

  1. К памятнику Ленину, что находится на территории образовательного центра села Камышла, были возложены красные гвоздики, как символ вечной памяти. В церемонии приняли участие члены районного Общественного совета и коллектив Образовательного центра села Камышла, члены местного отделения КПРФ, общественных организаций. Они приходят к памятнику Ленину два раза в год: в дни его рождения и смерти. Всегда с цветами и речами о том, что сделал для России вождь мирового пролетариата.
    Памятник В.И.Ленину был установлен в прошлом году на территории Образовательного центра села Камышла по инициативе местного отделения ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

  2. Ленин татар халкының дәүләтчелеген торгызучы бердәнбер урыс патшасы булган. Ленин – тарихи шәхес. Андыйлар турында: «Йөз елга берәү генә туа», – диләр. Кулында хакимият тә, матди байлык та булмаган көе, миллионлаган кешеләрне үз артыннан ияртә алган күренекле шәхес ул.

  3. любой из 200народов империя расия мог сказать такое- пропаганда о том что ленин бабай говорил на 99языках это мы слышали все в своё время.
    Русофобия Ленина сегодня мало изучена. Все это идет из детства. У него в роду не было ни капли русской крови. Мать его была немкой с примесью шведской и еврейской крови. Отец — наполовину калмык, наполовину чуваш. Ленин воспитывался в духе немецкой аккуратности и дисциплины. Мать постоянно твердила ему «русская обломовщина, учись у немцев», «русский дурак», «русские идиоты». Кстати, в своих посланиях Ленин говорил о русском народе только в уничижительной форме.
    А на Кавказ Ленин периодически отправлял телеграммы следующего содержания: «Перережем всех». Помните, как Троцкий и Свердлов уничтожали российское казачество? Ленин тогда оставался в стороне. Сейчас найдена официальная телеграмма вождя к Фрунзе по поводу «поголовного истребления казаков». А это знаменитое письмо Дзержинского вождю от 19 декабря 1919 г. о содержащихся в плену около миллиона казаков? Ленин тогда наложил на него резолюцию:«Расстрелять всех до одного». — Ленин мог так запросто отдавать приказы о расстреле людей? — Вот какие записки Ленина мне удалось раздобыть: «Я предлагаю назначить следствие и расстрелять виновных в ротозействе»; «Раковский требует подлодку. Надо дать двоих, назначив ответственное лицо, моряка, возложив на него и сказав: расстреляем, если не доставишь скоро»; «Мельничанскому дайте (за моей подписью) телеграмму, что позором было колебаться и не расстреливать за неявку».
    Например, 11 августа 1918 года Ленин направил большевикам в Пензу указание: «повесить (непременно повесить), чтобы народ видел», не менее 100 зажиточных крестьян. Для исполнения казни подобрать«людей потверже». В конце 1917 года, когда Ленин возглавил правительство, он предложил расстреливать каждого десятого тунеядца. И это в период массовой безработицы! — Как он боролся с православием? — Например, в письме Ленина Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года Владимир Ильич настаивал на необходимости использовать массовый голод в стране, чтобы обобрать православные храмы, расстреляв при этом как можно больше «реакционных священнослужителей». Мало кто знает о ленинском документе от 1 мая 1919 г. №13666/2, адресованном Дзержинскому. Вот его содержание: «…необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».