«Вот говорят: татаро-монголы, татаро-монголы. Мы здесь все татары, а где среди нас монголы?»

Канонический портрет Чингизхана, 1748 год.

Канонический портрет Чингизхана, 1748 год.

«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 9-я

«Вопрос о татаро-монголах историками запутан до такой степени, что ученые, читая в летописях о татарах, непременно их называют почему-то монголами», — пишет директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. Мы продолжаем знакомить читателей с главами из его новой работы. На этот раз он пытается разобраться в том, откуда появилась империя Чингизхана.

ОТКУДА РОДОМ КУЛ ГАЛИ?

«Когда хотите одурачить мир, скажите ему правду»

Отто фон Бисмарк

В Болгаре отстроили двухэтажный музей. Мы концепцию подготовили довольно стандартную, примерно такую же делали для Национального музея и музея истории государственности Казанского кремля. Там все было правильно, но ничего оригинального. За что дали археологам премию имени великого поэта Тукая, я не понял. Будем считать это издержками производства. Премия девальвировалась.

Минтимер Шаймиев хотел украсить Болгар какой-нибудь скульптурой, остановились на поэте Кул Гали. Любое новое сооружение нужно согласовывать с ЮНЕСКО. С тем, чтобы избежать придирок, решили памятник поставить в фойе музея. У Владимира Демченко уже была подходящая модель Шихабутдина Марджани. По какой-то причине эту скульптуру так и не поставили у озера Кабан, но композиция нравилась Шаймиеву. Надо было только поменять портрет.

Демченко приходит ко мне и начинает издалека. «Мы так давно работаем вместе, я хотел бы сделать твой портрет в качестве подарка». Меня трудно так легко провести. Я ему:

— Колись. Не хочешь раскошеливаться на модель и решил с меня слепить Кол Гали?

— Ну пойми меня правильно. Если я сделаю с тебя портрет, никто не будет возражать и придираться.

У него был конфуз с одной скульптурой. Он слепил портрет с живой татарки, а когда обсуждали, все начали его упрекать, что он слепил не татарку. На этот раз он решил подстраховаться.

Когда открывали музей, кое-кто уже знал, что портрет лепили с меня, только бороду добавили, и все меня толкали вбок, приговаривая: «Похож. Точно похож».

Шаймиеву скульптура понравилась, он сам выправлял освещение и любовался. Затем он задал вопрос:

— Откуда родом Кол Гали? Уточните, пожалуйста.

Я ему отвечаю:

— Минтимер Шарипович, не стоит углубляться в этот вопрос.

— Почему?

— Он из Хорезма.

— А почему мы ставим ему памятник?

— Во-первых, он бывал в Болгаре. Во-вторых, мы его приватизировали, пока в Хорезме думают.

На самом деле в те далекие времена Хорезм и Булгарское государство были в одной связке. Именно от Хорезма отходила ветка Великого Шелкового пути в Болгар и Крым.

Великий Шелковый путь пронизывал всю Центральную Азию — колыбель многих тюркских народов. Благодаря этому связь между ганьсуйскими татарами (Китай), уйгурами Турфанского оазиса (Синьцзян), Бухарой, Хорезмом, Крымом, Причерноморьем и Поволжьем в Средние века не прерывалась. Кстати, вместе с купцами из Хорезма в Поволжье проникли и мусульманские миссионеры.

Насколько культура народов, живущих на Великом Шелковом пути, была и остается близкой, видно из простого факта. Сегодня татары могут объясняться с уйгурами Синьцзяна и узбеками Хорезма без переводчика. Такая близость не объясняется общетюркскими корнями. Чуваши и татары живут рядом чересполосно, а объясниться не могут. А уйгуры, узбеки и татары, несмотря на большие расстояния, близки по культуре и языку.

В 2016 году Рустам Минниханов побывал с официальной поездкой в Синьцзяне и говорил с уйгурской стороной на татарском. Российская делегация не поняла, что происходит, и китайская сторона, в свою очередь, не поняла, почему они говорят на одном языке.

Историю надо знать, причем не по учебнику.

«Самый большой подарок от матери ребенку — язык»

Татарская пословица

МОЖЕТ ЛИ ПАСТУХ УПРАВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВОМ?

«Я кара Господня. Если вы не совершали смертельных грехов, Господь не пошлет вам кару в моем лице!»

Чингизхан

Летим с Шаймиевым из Болгарии, где успешно провели очередной форум и презентовали атлас «Болгарская цивилизация». Болгарская Академия наук своими силами не смогла бы написать такой труд, а мы собрали авторов со всей Европы.

В самолете команда обменивается впечатлениями. Минтимер Шарипович спрашивает: «Вот говорят: татаро-монголы, татаро-монголы. Мы здесь все татары, а где среди нас монголы? Мы же похожи на европейцев. При чем здесь монголы?» Вопрос понятный.

Вопрос о татаро-монголах историками запутан до такой степени, что ученые, читая в летописях о татарах, непременно их называют почему-то монголами. На вопрос: «Почему вы татар называете монголами?», ответ оказывается весьма удручающим: «Такова традиция историографии». Кто-то, не разобравшись в тонкостях этнонимов, экзоэтнонимов, эпонимов, политонимов и династий, решил, что в Монгольской империи должны жить монголы, а татарами народ назван по ошибке. Получается, что европейские, китайские, персидские, арабские, азиатские летописцы ошибались, а вот наши ученые точно определили, кто есть кто. Очень странная ситуация. Когда дело касается татар, ученые ведут себя как зомби.

Точно так же ведут себя художники и режиссеры фильмов. В источниках пишется, что Чингизхан был рыжим, голубоглазым, высокого роста, но его неизменно рисуют монголоидом. Причем канонический портрет Чингизхана нарисован в 1748 году. Казалось бы, должны возникнуть сомнения в достоверности рисунка, но никто таких мыслей вслух не высказывает. Современные художники непременно его рисуют или лепят монголоидом, но где написано, что он был таковым? В летописях свидетельства совершенно иные.

Почему же современные переводчики и комментаторы должны знать лучше, чем сами летописцы, кто именно татарин, а кто монгол? Так, Марко Поло сообщает о возвышении Чингизхана следующее: «Случилось, что в 1187 году татары выбрали себе царя, и звался он по-ихнему Чингис-хан, был человек храбрый, умный и удалой; когда, скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали его своим государем». Поло не просто был в летней ставке Хубилая, но даже три года был губернатором города Янчжоу. Рашид ад-Дин, который считается одним из наиболее осведомленных историков, вторую главу своих летописей называет «О тюркских племенах, которых в настоящее время называют монголами». Получается, что монголы на самом деле тюрки. Конечно, нам укажут на современных монголов, которые совсем не тюрки, но ведь они появились в Монголии позже татар, причем среди кочевых «черных татар» было тюркское племя «монгол»/«могол», откуда и происходит Чингизхан. Современные монголы — это совсем другой народ и другая история. В китайской летописи «Краткие сведения о черных татарах» записано: «Государство черных татар называется Великой Монголией». Яснее не скажешь.

Можно было бы усомниться в достоверности данной летописи, но остальные источники только подтверждают этот факт. В китайской летописи «Полное описание монголо-татар» («Мэн-да бей-лу», 1221 год) записано: «[Я], Хун, лично замечал, как их временно замещающий императора го-ван Мо-хоу каждый раз сам называл себя „мы, татары“ … Они даже не знают, являются ли они монголами и что это за название…» Следует заметить, что Мо-хоу (Мухали) был самым приближенным человеком к Чингизхану. Комментируя эту фразу, наши доблестные ученые замечают, что Мухали, происходивший из племени джалаир, никак якобы не мог называть себя татарином. Почему же современники Мухали ошибались, а российские комментаторы точно знают, кто есть кто? Откуда такое самомнение? Между прочим, Рашид ад-Дин причислял джалаиров к тюркам: «В настоящее время, вследствие благоденствия Чингис-хана и его рода, поскольку они суть могалы, — тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, — все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] могалами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени могалов и именуются [этим] именем, — а это не так, ибо в древности могалы были [лишь] одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен». Когда стоит выбор между авторами древних летописей или российским комментатором, я вынужден отдать предпочтение автору летописи, ведь автор «Мэн-да бэй-лу» побывал в ставке Чингизхана, а Рашид ад-Дин — самый осведомленный летописец того периода из всех известных на сегодняшний день. Историографические штампы прочно сидят в головах ученых, мешая объективно взглянуть на происхождение татар. Выступить против сложившейся традиции решаются немногие, при этом они рискуют оказаться в изоляции.

Создание империи Чингизхана нередко представляют весьма облегченно: появился, мол, харизматичный лидер, сумевший собрать вокруг себя джигитов «длинной воли» (пассионариев), они объединили монгольские племена, кочевавшие в степи, и таким образом пастухи создали невиданное доселе государство.

Спрашивается: как пастух мог создать империю? Поясняют — мол, у него были советники. Я сам 16 лет работал советником президента. С тем, чтобы президент мог воспринять советы, он сам должен понимать предмет не хуже советника. Самосознание руководителей Монгольской империи должно было созреть до имперского уровня, а у населения ментальность — приобрести гражданские признаки. К тому же империя — это организация экономики и военного дела не в рамках какой-то шайки, а в качестве регулярной армии с опытными полководцами во главе. Империя ведет государственные дела, для этого нужна канцелярия с грамотными людьми, а не пастухами. Империя ведет обширную дипломатию, для чего нужны знающие разные языки дипломаты и т. д. Так откуда появилась империя?

«Где много пастухов, там все овцы передохнут»

Татарская пословица

 «БИЗНЕС Online».


КОНТЕКСТ:

«Государства, возникавшие вдоль рек, не могли создать империи»

* * *

«А зачем мы летим на Алтай?» «Там наши корни, Минтимер Шарипович»

* * *

«На 1000-летие Казани выделили 80 млрд. – самый крупный инвестиционный проект на то время»

* * *

«Почему Сталин боялся татар?»

* * *

«Тема взятия Казани останется вечно больной темой как для татар, так и для русских»

* * *

«Меня всегда сопровождали булгаристы с требованием переименовать Татарстан в Булгаристан»

* * *

«Мой горячий сторонник начал свою речь с заявления: «Хакимов не историк!»

Просмотров: 1422

5 комментариев

  1. А не могли ли сами монголы заимствовать тюркские слова, а не наоборот, как многие думают!? По-моему вполне возможно, что именно монголы стали использовать тюркский язык!

  2. Золотая Орда образовалось в начале 1243г. Бату-ханом,сыном Джуче.Коренным населением были тюркоязычные народы:кипчаки,огузы,волжские булгары,ногаи,маджары и другие,а также тюркоязычные татары,известные еще по истории Тюркского и Кимакского каганатов.Татары пришли в Восточную Европу в 20-40г.г. 13 века вместе с монголами.Небольшое число последних довольно быстро растворилось в этом тюркоязычном мире.Позднее,к концу 14 века—началу 15 века,основное население ЗО называлось уже татарами.

  3. По моему монгол если это верхушка то скорее всего как сейчас Олигархи, олигархическая Россия сейчас как тогда монголо- татары Татары это название жителей нашего государства, а монгол определение тех кто правил этой страной, как и сейчас Олигархи правят а жители именуют россиянами по гражданству. Не претендую на истинность, высказал просто как предположение.

  4. на самом деле у нас достаточно большой общий словарь с современными монголами. Если из татарского выбросить арабо-персидскую лексику, а из монгольского — тибето-манджуро-санскритскую, то схожесть с татарским будет очевидна. А если вернуться на несколько веков назад, то и подавно. Древнетюркские письменные памятники, кстати, полны монгольской лексикой. Кстати, и санскритских слов тоже было очень много, т.к. до ислама многие тюрки исповедовали буддизм. В древнетюркских источниках также встречается, к примеру, образование множественного числа при помощи монгольских аффиксов: таркан — таркат (мн. ч.). Да и сегодня еще в местоимениях сохраняется монгольское мн.ч. при помощи аффикса S (в тюрк. Z) : мин — без, син — сез.

    Приведу примеры из лексики:
    кюк (тат.) — хёх (монг.) — голубой
    жыл (тат.) — джил (монг.) — год
    арыслан (тат.) — арслан (монг.) — лев
    кирэк (тат.) — хэрэх (монг.) — нужно
    дала (тат. — степь) — далай (монг. — море)
    тэнгре (тат. — бог) — тэнгэр (монг. — небо)
    и т.д.

    Естественно, это разные языки, но общие корни имеются.

  5. Все просто! Правящая верхушка татар была из племени Ека Монгол. Поэтому и называют так. Не понимаю такого антагонизма к монголам.