«А зачем мы летим на Алтай?» «Там наши корни, Минтимер Шарипович»

Алтай, Хакассия, Тува, Минусинская котловина с древнейших времен славились производством металла

Алтай, Хакассия, Тува, Минусинская котловина с древнейших времен славились производством металла

«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 7-я

«В общественном мнении о татарах, в целом о тюрках, укоренилось представление как о кочевниках. Это верно только отчасти», — размышляет вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. В своем очередном материале он обращается к самому важному — к истокам.

ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ НАША ИСТОРИЯ?

Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

Марк Аврелий

После того, как Минтимер Шаймиев передал бразды правления Рустаму Минниханову, он вплотную занялся историей. Началось возрождение Болгара и Свияжска, а также проведение так называемых «Болгарских форумов». Шаймиев все делает масштабно. Один из форумов под его эгидой провели на Алтае. Уже в самолете он меня спрашивает:

— А зачем мы летим на Алтай?

— Там наши корни, Минтимер Шарипович.

В Барнауле нас тепло встречали во главе с губернатором, ректором университета и профессурой. На следующий день полетели в Горный Алтай. Там был апофеоз. Шаймиев для них — герой. Он своим авторитетом предотвратил объединение республики с Алтайским краем. Митинги сопровождали всю поездку.

Несколько раньше мы там установили мемориальный памятник с надписью о точке рождения тюркской цивилизации. Горный Алтай — это Клондайк для археологов и этнографов. Регион, не тронутый дурной цивилизацией. Историю тюрков не понять без Алтая.

В общественном мнении о татарах, в целом о тюрках, укоренилось представление как о кочевниках. Это верно только отчасти. Их возвышение на исторической арене во многом связано с металлургией. Тюрки добывали железо, медь, золото, выплавляли и изготавливали орудия труда, вооружение, украшения. Кочевников принято рассматривать в лоне степи, связывать с конем и пастбищами. Исследователи изучают их хозяйство, военное искусство, не задаваясь вопросом, откуда кочевники брали столь совершенное оружие и где находились источники металла.

Алтай, Хакассия, Тува, Минусинская котловина с древнейших времен славились производством металла. В начале VI века тюрки были известны как кузнецы, платившие дань жужанцям железными изделиями. Благодаря металлургии тюрки укрепились и победили жужаней, затем вышли в степь, чтобы создать Тюркский каганат.

На этот счет существует красивая легенда, которую приводят летописцы. Так, Рашид ад-Дин, самый авторитетный среди них, пишет следующее: «Монгольские племена были одной из групп общей массы тюркских племен, их облик и речь сходны между собою… Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь целыми харварами (мера веса, соответствующая ноше осла — Р. Х.), зарезали 70 голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали [из них] кузнечные мехи. [Затем] сложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место; что разом этими 70 мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот [горный] склон не расплавился. [В результате] оттуда было добыто безмерное [количество] железа, и [вместе с тем] открылся и проход. Они все вместе откочевали из этой теснины на простор степи. Говорят, что раздувала меха главная ветвь [племени], восходящая к Кияну. Точно так же раздувало [мехи] и то племя, которое известно под именем нукуз, и племя урянкат, принадлежащее к их ветвям». В этих сообщениях речь идет о возвышении тюркских племен благодаря изобретению плавки высококачественного металла. Расплавленная гора — всего лишь символ выхода на историческую арену.

Факт изобретения новой технологии плавки металла представлялся настолько значительным, что другие племена также претендовали на эту историческую роль. Но слава досталась роду, от которого происходил Чингизхан: «Так как Добун-Баян, который был мужем Алан-Гоа, происходил из рода Кияна, а Алан-Гоа — из племени куралас, то родословная Чингиз-хана, как было изложено [выше], восходит к ним. Вследствие этого [люди] не забывают о той горе, плавке железа и кузнечном деле, и у рода Чингиз-хана существует обычай и правило в ту ночь, которая является началом нового года, приготовлять кузнечные мехи, горн и уголь; они раскаляют немного железа и, положив [его] на наковальню, бьют молотом и вытягивают [в полосу] в благодарность [за свое освобождение]». Кстати, у Чингизхана собственное имя Тимучин. Надо понимать, речь идет о Тимерче (кузнец). При транскрипции с тюркского на китайский выпала буква Р, которой нет в китайском языке. Поэтому в литературе закрепилось Тимучин.

Ко времени основания Тюркского каганата тюрки производили такое количество высококачественного металла, что могли снаряжать громадные армии оружием, броней, конской упряжью, а также обеспечивать хозяйство всем необходимым. Это предопределило их будущие победы и создание Тюркского каганата.

Утекшая вода не возвращается.

Татарская пословица

КАК ПОЯВИЛИСЬ САМУРАЙСКИЕ МЕЧИ?

Память — самый подлый предатель на свете.

Эрих Мария Ремарк

У сюжета с металлургией было неожиданное продолжение. В 2015 году мне сообщают, что надо ехать вместе с бизнесменами в Японию и выяснить, что такое «татара».

Оказывается, президент Татарстана Рустам Минниханов, будучи в Японии, слышал лестные слова о технологии выплавки металла «татара», о татарской поступи, о единоборстве, связанном с татарами. Ему уши прожужжали, а объяснить никто не может.

Перед поездкой я пытался выяснить хоть что-нибудь о «татара» и то, с чем его едят. В интернете все на японском. Технический переводчик не очень помог. Позвонил специалистам во Владивостоке, они как-никак соседи Японии и занимались княжеством Бохай (Корея), которое всегда было в контакте с Японией. Но они тоже ничего не слышали о «татара». Поехал на авось.

В префектуре Симанэ нас принимали мэры пяти городов. Показали нам огромные музеи, посвященные технологии плавки металла «татара». Пояснили, что в VII веке татары эту технологию привезли через Корею в префектуру Симанэ и из этого металла до сих пор куют самурайские мечи. Это предмет их национальной гордости. Они даже раз в год проводят праздник, в ходе которого плавят металл по старинной татарской технологии.

Губернатор торжественно принимает нашу скромную делегацию, журналисты интересуются: «Это вы — татары — привезли нам такую технологию?» Я кланяюсь и подтверждаю. Отрицать не могу, других претендентов нет. Губернатор дает интервью: «К нам приехала делегация Татарстана. Это те татары, которые нас научили ковать мечи». Я опять кланяюсь и киваю головой. Что мне остается делать, если мы не знаем свою историю и занимаемся спорами о том, татары мы или булгары, в то время как весь мир говорит о Великой Татарии…

Вернулся из Японии домой и начал искать концы.

Япония — островная страна, окруженная морем. Кругом горы и леса. Там нет степи, а значит, степная культура могла быть только привнесена. Японцы пользовались прямыми китайскими мечами. Коней и вместе с этим конницу, доспехи и легкую саблю, видимо, привезли татары, больше некому.

Эту догадку подтверждают топонимы. На о. Хонсю между городами Аоморе и Хатинохе расположены гора Tatara yama (гора) и Tatara san. К северу от Токио есть болотистый островок Tatara numa (болото), севернее г. Убе примостилось озерцо Tatara saki, в западной части о. Рюкю — Tatara shima (остров) и река Tatara gawa (река). Кроме того, на полуострове Ното есть селение Kazan shi (Казан означает вулкан), у мыса Сата — холмистая местность Kazan и в составе архипелага Нампо в Восточно-Китайском море имеется группа островов Kazan retto. Очевидна не случайность появления таких названий и в таком количестве, иначе говоря, татары в Японии оставили заметный след, причем задолго до попыток Хубилая силой покорить Японские острова. Топонимы прямо указывают на длительность пребывания татар в стране.

Технология «татара» прошла ряд этапов от примитивного горна до довольно сложной системы выплавки большого количества металла. Первая примитивная форма по данным археологии встречается в Хакассии. Независимо от размеров горна технология остается одинаковой. Засыпается руда вперемежку с углем из лиственных деревьев и поддерживается температура в 1400 градусов в течение трех дней. В японском варианте шесть рабочих, сменяя друг друга, качают меха ногами. Это получило название «татарской поступи». Затем это выражение приобрело обобщенное значение как «решительный шаг». Через три дня получают огромный кусок металла в 3 т, его разбивают на мелкие части и с помощью молота выбивают из него самые качественные куски, идущие на изготовление самурайских мечей.

Итак, в VII веке татары, скорее всего с Алтая, перейдя через горы Хингана и Корейский полуостров, завезли технологию «татара» на территорию нынешней префектуры Симанэ. Одновременно они завезли все, что нужно для боевой конницы. В японских фильмах о самураях мы можем увидеть, как наши предки были вооружены.

Мы в Институте истории с японцами и китайцами провели конференцию. В скором времени еще одна историческая загадка найдет свое объяснение. А тем временем Япония подает технологию «татара» в ЮНЕСКО для внесения в список всемирного наследия.

Несколько лет назад наши музыканты были в Японии с концертами, оркестр среди прочего сыграл одну татарскую народную песню. Японцы были тронуты и благодарили, они решили, что оркестр специально выучил японскую мелодию. Пожалуй, это не случайно…

Чужая земля для костей жестка.

Татарская пословица


 «БИЗНЕС Online».


КОНТЕКСТ:

«На 1000-летие Казани выделили 80 млрд. – самый крупный инвестиционный проект на то время»

* * *

«Почему Сталин боялся татар?»

* * *

«Тема взятия Казани останется вечно больной темой как для татар, так и для русских»

* * *

«Меня всегда сопровождали булгаристы с требованием переименовать Татарстан в Булгаристан»

* * *

«Мой горячий сторонник начал свою речь с заявления: «Хакимов не историк!»

Просмотров: 1442

Комментирование запрещено