Записки «главного татарина»: обиды татар Башкирии, позиционные бои на конференциях и провал переписи-2002

477c1731f100627fВоспоминания первого председателя исполкома Всемирного конгресса татар Индуса Тагирова

Индус Тагиров, автор «Чистосердечных воспоминаний первого председателя Всемирного конгресса татар», делится с читателями «Реального времени» очередным фрагментом своих мемуаров. В нем он рассказывает о традиционно важных, но зачастую непростых отношениях «заклятых друзей» — Татарстана и Башкортостана.

«Гляжусь в тебя, как в зеркало»

Этот народ занимает в нашей жизни особое место. Оно и понятно: татары и башкиры — словно близнецы. Говорят на схожих языках, живут в едином духовном пространстве. Мой хороший знакомый из США профессор Хафез Малик, основательно вникший в татаро-башкирские отношения, пришел выводу о том, что эти два народа говорят на одном языке. И что если на нем говорит татарин, то это татарский язык, а если башкир — то башкирский.

Однако наши отношения не так просты, ибо провести водораздел между ними просто невозможно. В ряде мест России функционируют объединенные татаро-башкирские организации. Они работают в полную силу в Перми, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте. В ряде регионов ведущее место принадлежит татарам, и эти организации ориентировались на Казань.

Это не совсем устраивало лидеров и идеологов Всемирного курултая башкир Марата Кульшарипова и Нияза Мажитова. И они неоднократно ставили вопрос о «разведении» татар и башкир, который также неоднократно обсуждался нами и в Казани, и в Уфе. Мы, в принципе, никогда против этого не возражали. Однако местные татары и башкиры сами не захотели разводиться. Они сохранили свои объединенные организации или практику совместного проведения культурно-массовых мероприятий. Считаю, что это правильно.

Не могу не сказать в связи с этим о ситуации в Бардымском районе Пермской области. Там, хотя население традиционно считает себя татарами, в паспортах многие записаны как башкиры. Это им не мешает, скорее, наоборот. Когда надо, они обращаются за помощью не только к Казани, но и к Уфе. Как говорят, ласковое теля двух маток сосет.

Руководство Башкирской республики и башкирский Курултай пытались повернуть бардымцев в свою сторону. Однажды на организованную нами конференцию в Барде приехали и гости из Башкортостана во главе с высокопоставленным чиновником. На предварительной встрече, где обсуждалась программа конференции, он сразу попытался взять бразды правления в свои руки. Мне пришлось прервать его:

— Давайте не будем забывать, что мы здесь гости. Есть глава района, пусть он и ведет нашу встречу.

Это урезонило руководителя башкирской делегации, и больше он в организационные дела не вмешивался.

Наши башкирские коллеги выразили недовольство тем, что в магазинах нет башкирских книг, а татарских, напротив, много. Им было сказано, что люди здесь не знают башкирского языка, преподавание ведется на татарском.

На следующий день на стульях всех участников конференции оказались разложены экземпляры местной газеты с заголовком «Мы татары и наша Мекка — Казань!» (не совсем точный перевод, но смысл именно такой).

С башкирским Курултаем и его руководителями мы всегда старались сохранять конструктивные и деловые отношения. Однако, разумеется, нашей главной заботой при этом были татары Башкортостана, которым не всегда жилось комфортно. Помню даже случай, когда один наш коллега-историк чуть не плакал, говоря, что его не признают своим (мать у него башкирка, а отец татарин). Подготовленную кандидатскую диссертацию он защитил в Казани, на совете, который я возглавляю более тридцати лет.

Впрочем, мы не отказываем в помощи и самим башкирам. Однажды аспирант известного башкирского ученого Билала Хамитовича Юлдашбаева Нурислам Калмантаев вместе со своим научным руководителем попал в очень неудобную ситуацию. Им обоим был объявлен выговор. Разумеется, путь к защите был закрыт, но мы приняли эту работу, и Калмантаев стал кандидатом исторических наук.

Вообще, мы всегда находимся в тесном контакте с научной общественностью Башкортостана. Запомнилась поездка в Казань нескольких руководителей Курултая башкир во главе с Ниязом Мажитовым, с которыми мы в течение трех-четырех дней общались, знакомили их со своей работой и состоянием татарских и башкирских очагов науки, культуры в условиях городской жизни.

Прикрытие для переписи

Хочу рассказать и об одной из своих поездок в Уфу. Воспроизвожу по записям, составленным по свежим следам.

Поездка в Уфу,15—16 апреля 2002 года.

«Я получил приглашение на конференцию по федерализму, подготовленную Государственным собранием, Академией наук, исполкомом Всемирного курултая башкир. Приглашение было сделано по телефону, затем подтверждено письменно.

По тому, как это делалось, я чувствовал определенные сомнения по поводу моего приглашения. Полагаю, что они исходили от председателя исполкома Всемирного курултая башкир Нияза Абдулхаковича Мажитова. Возможно, я ошибаюсь.

15 апреля вечером я и Римзиль Валеев, курирующий в исполкоме ВКТ Башкортостан, приехали в Уфу. Нас встретили на окраине города и повезли в «Президент-отель». Затем, сразу же, — в правительство, где нас встретили и от имени правительства организовали ужин Нияз Мажитов и председатель исполкома Съезда татар Башкортостана, ректор Башкирского государственного педагогического университета Эдуард Шайхулович Хамитов.

За ужином разговаривали главным образом об общих проблемах и о ходе подготовки ко II Всемирному курултаю башкир. Ничего нового, кроме того, что нам уже было известно, мы не услышали. Мы лишь убедились в том, что и сам Курултай, и данная конференция проводятся государственными структурами. И Курултай лишь прикрытие. Не случайно, что кампанию по сбору средств для предстоящего Курултая открыл сам Муртаза Рахимов, внесший сумму в размере своего месячного оклада (6 тыс. руб.) За ним последовали другие.

К моменту нашего приезда завершалась кампания по выборам делегатов на Курултай. Их окажется 900 человек. Приглашенных будет не менее 100 человек.

Чувствовалось, что Курултай и подготовка к нему будут главным образом решать вопросы предстоящей Всероссийской переписи населения.

На следующий день конференция начала свою работу. Перед ее началом у нас состоялась беседа с Константином Толкачевым (тогда и сейчас — председатель Государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан, — прим. ред.). Более интересным был разговор с ректором Башкирской академии государственной службы и управления Мансуром Аюповым. О некоторых организаторах конференции из числа руководителей он сказал, что они не то что не разбираются в федерализме — «аның «ф» хәрефен дә белмиләр» (дословно: «а даже буквы «ф» в этом слове не знают», — прим. ред.). Возможно, это была какая-то обида за определенное отстранение его от руководящих должностей в республике (в 90-е годы Аюпов был вице-премьером и Государственным секретарем РБ, — прим. ред.).

Из Москвы приехал В.Ю. Зорин (в 2001—2004 гг. — министр Российской Федерации, курировал национальную политику, — прим. ред.), которого я хорошо знал, а вместе с ним — члены Федерального собрания со своими помощниками.

Было зачитано приветствие президента РБ Муртазы Рахимова участникам конференции, где особо было подчеркнуто, что мероприятие проводится в преддверии предстоящего знаменательного события — Всемирного курултая башкир.

Первый и главный доклад был сделан К. Толкачевым. Его позиция относительно дальнейшего развития федерализма в России в целом оптимистична. Он подверг критике стремление некоторых федералов свести на нет права республик.

Вторым выступал член Совета федерации Александр Казаков. Прочитал, не подняв головы. Его тезис: для России федерация не судьба, а сознательный выбор. (Как будто после того, как осуществляется выбор, он не становится судьбой). Хотя по программе конференции мой доклад должен был последовать после перерыва, Х. Ишмуратов предупредил меня, что после Казакова слово будет предоставлено мне. Так и случилось. После меня выступили мои давние знакомые Фанил Файзуллин, декан истфака университета Марат Кульшарипов. Последний раскритиковал идею и практику национально-культурной автономии со ссылкой на ленинские работы и поддел Зорина за сделанное им некогда заявление, что национально-культурные автономии постепенно заменят существующие национально-территориальные автономии.

После них докладывал Владимир Зорин. Он достаточно дипломатично отвел критику, заявив, что всегда выступал и выступает за сочетание всех форм национального самоопределения. Кульшариповскую критику национально-культурной автономии назвал и по форме, и по содержанию вчерашними советскими подходами.

Из других участников конференции наиболее содержательно выступил М.А. Аюпов, показавший действительное знание состояния взаимоотношений Башкортостана с федеральным центром.

В зале заседаний Государственного собрания и на балконе сидели заместители глав администраций, редакторы районных и городских газет. Вход был строго по пропускам. Туда не могли попасть многие профессора и преподаватели вузов.

Главы администраций получили соответствующие указания

Затем мы посетили редакцию газеты «Кызыл тан», где выразили пожелание, чтобы на ее страницах уделялось место татарской проблематике. С тем, чтобы это оказало влияние и на результаты предстоящей переписи населения.

Встреча с активистами исполкома Съезда татар в педагогическом университете была бурной. Присутствовавшие выразили недовольство отношением руководства Татарстана к проблемам татар Башкортостана. Несколько раз активисты татарского движения обращались в Казань с просьбой о встрече с М.Ш. Шаймиевым, однако такие обращения обычно оставались без ответа. Как правило, руководители Татарстана приезжают в Уфу, обнимаются и целуются с башкирскими руководителями и крайне осторожны в общении с татарами. Были высказывания и по отношению к договорам между республиками, которые заключаются без участия татарских общественных организаций и без учета их запросов. Выражалась обида за якобы проявленное равнодушие к закону о языках народов Башкортостана, в результате чего татарский язык лишился многих позиций, которые он до сих пор занимал.

Действительно, по пути мы видели, что надписи, обозначения, афиши, наименования татарских населенных пунктов теперь полностью переведены с татарского на башкирский язык. В татарской прессе, в выступлениях часто говорилось, что руководство Татарстана безразлично к дискриминации татар в Башкортостане. Особо подчеркивался недостаток литературы и особенно учебников для татарских школ. Башкортостан, говорили участники встречи, бесплатно поставляет учебники и литературу в регионы с проживанием башкирского населения.

Была проявлена готовность провести социологические исследования в районах, с тем, чтобы их результаты оказали влияние на результаты переписи.

На обратном пути мы остановились в Верхнее Яркеево, центре приграничного Илишевского района. Побывали в книжном магазине. Интересовались соотношением башкирской и татарской литературы. Книг на татарском языке было явно недостаточно. Имели беседу с редактором районной газеты Айсылу ханум — вдовой талантливого поэта Рината Хайри, безвременно ушедшего в мир иной в результате душевного кризиса и противоречивого морального состояния, когда татарский литератор был вынужден публиковаться как башкирский писатель.

Илишевская газета издается на татарском языке. Сама Айсылу ханум считает себя башкиркой, хотя в свое время окончила отделение татарского языка Башкирского университета. Таких татароязычных кадров с башкирской «идентичностью», по ее словам, в районе много. Она говорит, что люди не видят грани между татарами и башкирами. У них татаро-башкирское самосознание.

Из увиденного и услышанного в Башкортостане можно было сделать вывод: руководство республики основательно готовится к предстоящей Всероссийской переписи населения. Это в большей степени делалось под прикрытием подготовки к Всемирному курултаю башкир. Ведется тщательная работа в районах. Видимо, главы районных администраций уже получили соответствующие указания. С ними систематически встречаются руководители республики».

Мы оказались неподготовленными

О результатах той переписи мы теперь хорошо знаем. По ним численность татар сократилась чуть ли не на 300 тысяч человек. Мы оказались недостаточно подготовленными к работе с татарами Башкортостана.

Ко времени проведения переписи (октябрь 2002 года, — прим. ред.) я уже не был председателем ВКТ, а новое руководство не смогло сориентироваться в обстановке. К тому же некоторые наши ученые допустили в своих публикациях ряд серьезных промахов. Об их недопустимости я говорил в своем прощальном докладе на третьем съезде конгресса. Однако, как ни жаль, это не было учтено.

Впрочем, об этом будет сказано несколько позже. Как говорят, всему свое время. В целом в конце прошлого века и в начале XXI столетия Всемирный конгресс татар активно вникал в проблемы татар Башкортостана, вел диалог и с башкирскими деятелями.

Именно в 1998 году состоялся первый съезд татар Башкортостана при активной помощи руководства республики и с участием глав районов и городов… К сожалению, он оказался последним съездом, проведенным на столь высоком уровне и с таким размахом. Для нас же Башкортостан всегда был приоритетным регионом работы с татарской общественностью и местными властями.

Индус ТАГИРОВ.
Справка

Индус Ризакович Тагиров (тат. Индус Ризак улы Таhиров; род. 24 мая 1936) — советский и российский историк и общественный деятель, академик Академии наук Республики Татарстан (с 1995 года).

Работал в Казанском университете после его окончания в 1963 году. С 1966 года — ассистент кафедры отечественной истории, в 1967 году защитил кандидатскую диссертацию «Установление советской власти в Казани (о своеобразии борьбы за победу пролетарской революции на местах)». С 1975 года — доцент. В 1979 году защитил докторскую диссертацию «Революционная борьба и национально-освободительные движения в Поволжье и на Урале (март 1917 — март 1918 гг.)». С 1980 года — профессор, в 1980—1995 годах декан исторического факультета КГУ (ныне Институт истории КФУ). С 1983 — заведующий кафедрой истории СССР (с 1992 года переименована в кафедру современной отечественной истории), в 2009—2012 годах — заведующий кафедрой отечественной истории. С 1994 года — председатель специализированного совета при Казанском университете по защите кандидатских и докторских диссертаций. Подготовил трех докторов и 30 кандидатов наук.

Основные научные исследования касаются истории революционных и национальных движений в России, национально-государственного строительства в Татарстане.

«Реальное время».


КОНТЕКСТ:

Записки «главного татарина»: встречи в сквере, корни Аяцкова и ельцинские наказы

* * *

Записки «главного татарина»: питерский антагонист Путина, Уральская республика и прохановские эскапады

Просмотров: 1050

Комментирование запрещено