Рим Гиниятуллин: «Похоже, что татары живут сами по себе, а исполком ВКТ в своем мирке»

d3f9fdd31e690b26Неудобные вопросы к Всемирному конгрессу татар от бывшего вице-премьера Узбекистана

В августе в Казани состоится VI съезд Всемирного конгресса татар. Деятельность этой общественной организации вызывает немало вопросов у делегатов форума. В преддверии этого события своим мнением в авторской колонке «Реального времени» делится один из видных представителей народа Рим Гиниятуллин — глава Совета старейшин Общественного культурно-просветительского центра татар Узбекистана, работавший ранее вице-премьером среднеазиатской республики. Колумнист задает неудобные вопросы руководителям Исполкома ВКТ и критикует некоторые их высказывания.

«Наши соплеменники живут по законам других стран на правах мигрантов»

В последние два десятилетия Татарстан стал одним из наиболее узнаваемых регионов в России. Мир услышал о татарской нации. Республика Татарстан и ее президент — главные притягательные ориентиры для татар всего мира.

Цель создания Всемирного конгресса татар заключалась в координационном содействии, общении и консолидации всех татар. Деятельность ВКТ должна быть гибкой и способной реализовать задачи в интересах татарской нации и в тоже время учитывать меняющуюся ситуацию в мире. Исполком ВКТ ведет немалую работу, но эта работа похожа на деятельность КПРФ (Зюганова), которая вот уже четверть века имитирует борьбу за интересы трудящихся. Он не догадывается, в каком состоянии находится сейчас татарский мир, что нужно предпринимать для сохранения татарской нации, живущей в различных регионах и государствах? Многие наши соплеменники живут по законам других стран на правах мигрантов и эмигрантов и им наверно лучше знать, что нужно татарскому миру. Это несколько иной взгляд, чем взор исполкома ВКТ, расположенного в уютной Казани. Если и конгресс не услышит нашу боль и мысли о проблемах, то кто еще услышит?

Уважение к статусу ВКТ не позволяет сказать прямо, что с потерей энергии, приданной референдумом 1992 года, идеологи республики татарского сообщества так и не смогли найти философию для наполнения национального патриотизма содержанием, привлекающим татар мира к единству и консолидации нации.

Одних заявлений, что мы один народ, что татары должны знать татарский язык, что татарские женщины должны больше рожать, чем другие нации, участвовать в Сабантуях, не достаточно для сохранения татарского мира, и они весьма примитивны для уровня всемирной организации.

Если исходить из того, что представители большинства коренных народов в РФ проживают в одноименных национальных автономиях, значит, у них есть определенность в решении вопросов национального языка на их конституционной территории.

А как быть татарам? Кто и как им должен обеспечивать конституционные права на национальный язык, если 70 процентов татар проживают не в Татарстане, и в тоже время на территории, на которой тоже действует Конституция РФ, и она им гарантирует права на национальный язык?

В Конституции всем коренным народам РФ гарантированы права на национальный язык, но в бюджетах ни одного субъекта нет даже символической строчки о выделении средств на оказание помощи татарским общинам для изучения национального языка. Разве вопрос не законный и не легитимный? Но пока в большинстве субъектов РФ не обсуждается вопрос о выделении в бюджете средств на обучение татарскому языку. Ни к одному из субъектов РФ, хотя бы к тем, где проживают 100—200 тысяч и до 1 миллиона татар, по этой теме не было ни одной просьбы и обращения со стороны ВКТ, и в тоже время от ВКТ общинам и диаспорам приходят советы, что для сохранения языка им самим надо открывать частные школы, курсы, классы.

Во-первых, на какие средства? Во-вторых, почему они должны это делать частным образом, если Конституцией страны им даны гарантии на применение родного языка?

Татары же — не японцы, не грузины и не армяне, не азербайджанцы и не таджики и др., у которых есть свои государства, в которых они государствообразующие нации, и их языки сохраняют законы государства. Татары — коренной народ России, и у них нет другой Родины, кроме России, которая обязана сохранять им их национальный язык.

Или три с половиной миллиона татар России, чтобы и им дали их права на национальный язык, гарантированные Конституцией РФ, все должны переезжать в Татарстан? Значит ли это, что в государстве по этому вопросу должны принять специальную программу переселения всех татар со всех регионов России в Татарстан?

«Язык обречен и одними призывами и советами сохранить его невозможно»

Помнится, в 2002 году вновь избранный председатель исполкома Ринат Закиров зачитал обращение делегатов съезда непосредственно В.В. Путину, но я никогда не читал, как выполняются такие обращения, резолюции, другие решения исполкома.

Съезды собираются для обсуждения вопроса о том, что сделано в рамках выполнения поставленных задач и как нужно действовать в будущем. Только из уважения к ВКТ и РТ активисты татарских общин не говорят, что тема национального образования, языка пробуксовывает даже в самом Татарстане и с каждым днем все больше усложняется языковая ситуация и абсурдно предлагать решать эти проблемы самим татарским диаспорам в 200—300 человек, к тому же еще и живущим в абсолютно чужой среде. К сожалению, они часто слышат от исполкома излишне громкие призывы и советы, не совсем уместные, дискредитирующие ВКТ. Съезды проходят так, будто на них не участвуют татары, живущие по всему миру, а похоже это собрание большого колхоза с одними и теми же председателями с заведомо расписанными выступающими, их ролями, декларативными заявлениями о величии нации, о единстве татар и т. д., и т. п. и в конце обязательно: «Кто не смог выступить передать в президиум, все они обязательны будут учтены», — так мы «отпраздновали» уже минимум три съезда.

Если на предстоящем конгрессе главный учредитель не поможет определиться с целевыми задачами и уйти от примитивного видения проблем, то деградация этой организации продолжится.

Мы должны увидеть и признать, что философия 1990—1992 годов себя исчерпала. Заявления исполкома о том, что татары должны знать татарский, абсолютно правильные, но мы же должны увидеть и то, что уже есть сотни тысяч и миллионы татар, не знающих языка, но твердо считающих себя татарами, а их эти призывы ВКТ и раздражают, и даже отчуждают. Восклицаем и призываем уже 25 лет! Трудно объяснить, почему в исполкоме не слышат, не видят и не понимают, что многие татары в мире уже давно не знают татарского, при этом по независящим от них причинам. Среди них есть и выдающиеся личности, которыми нация должна была бы гордиться. Хотя есть и такие, что могут говорить на татарском благодаря семье, но они с таким примитивным интеллектом, что было бы лучше если бы они не были татарами. Нам представляется, что исполком сориентировал свою деятельность именно на такую аудиторию, которая говорит на татарском.

В Татарстане проживают около двух миллионов татар, и значительная часть из них на татарском тоже уже не говорят. Никто открыто такие исследования не обнародовал, но они есть. Жители Казани и других городов, говорящие на татарском и работающие в сферах культуры, образования, СМИ, как правило, почти все выходцы из деревень и районов. Даже в Татарстане городские дети не видят необходимости знать татарский. В мире несколько миллионов татар, не владеющих татарским, и говорят они на государственном языке страны проживания.

Пора уже ответить на актуальный вопрос: как относиться к татарам, не знающим татарского языка, считать их татарами или нет? Что с ними делать?

Там, где нет школьного образования на национальном, этот язык обречен, и одними призывами на конгрессе и советами, что татары должны знать татарский, сохранить его невозможно. Поэтому только Татарстан, как единственная, конституционная, легитимная территория для всей татарской нации, сможет сохранять татарский для всего татарского народа. Но часто татары, переезжающие сюда в надежде сохранить свою татарскую идентичность, именно здесь ее теряют.

«Похоже, что татары живут сами по себе, а исполком в своем мирке»

У татарских общин в РФ тоже есть долг перед нацией, они обязаны добиваться выделения им бюджетных средств для организации факультативных и классных обучении на татарском языке.

У диаспор тоже есть долг перед нацией, они с помощью Исполкома ВКТ, Института истории им. Ш. Марджани АН РТ обязаны проводить целевую просветительскую популяризацию татарского национального патриотизма, основанную на глубинном познании истории татар, и тем самым они будут способствовать и вносить вклад в единство нации.

Для татарской нации, несмотря на огромный ресурс устойчивости и противостояния дискриминации, становиться все сложнее сохранять себя народом.

На встречах с общинами и диаспорами рекомендуют: татары должны знать татарский язык, создавать частные школы, курсы, классы для изучения языка, но не видят, что они еле физически выживают, на столько сложны условия жизни, в которых они оказались. Как будто не понимают, что все родители на постсоветском пространстве озабочены одним, чтобы их дети, хотя бы нормально окончили бесплатные государственные школы и смогли дальше продолжить учебу. Как правило, на встречах «Ак калфак» участвуют женщины старшего и преклонного возраста. Им говорят, что татарские женщин должны много рожать. Похоже, что татары живут сами по себе, а исполком в своем мирке.

Консолидация нации не получится лишь принятием пустых, декларативных резолюций. Требуется постоянная работа по созданию условий, по налаживанию контактов, чтобы появлялись возможности для обмена информацией и нахождения взаимных интересов между регионами, республиками, краями и странами. Никогда не слышал информации о количестве татар, переезжающих в Татарстан, о состоянии миграции и демографической ситуации, мониторинга национальной идентичности и владения языками. Может быть, некоторые из них наладили бизнес, добились успехов в науке и культуре, в управлении. Но об этом на татарских форумах не говорят. Наверное, такого учета просто нет. А ведь это дело всетатарской организации. Эта деятельность тоже должна была стать основной в работе Исполкома ВКТ. В связи с этим к нему несколько раз обращались с просьбой о подготовке для всех культурных центров и организаций в РТ и его представительств рабочего справочника по культурным центрам татар в государствах СНГ и других странах и обновляли его на очередной конгресс.

«Пусть меня извинят чиновники города, но Казань без татар — это не Казань»

Сабантуи получили популярность, но это происходит в том числе и из-за отсутствия у татарского народа другой объединительной национальной философии. Поэтому татары, чтобы окончательно не растеряться, начали искать и воссоздавать для этого площадки и в этих целях интуитивно начали использовать Сабантуй, они за него держатся, как за соломинку.

Требуется системное изучение прошлого татарского на основе не мифов, а подлинной истории. То есть на основе того, что история татар уходит в древнюю глубину веков, и она не менее славная, чем у французов, немцев или англичан. Эти познания могли бы стать более эффективным инструментом консолидации для такой интеллектуальной нации как татары, но для реализации такой цели, сперва самому исполкому пора стать интеллектуальным. Из 10 татар в самой Казани девять ничего не знают о семи томах «Истории татар». Нужно издать большим тиражом, с переводом и на другие языки народов РФ и бывшего СССР карманную книжечку, выпущенную Институтом истории им. Ш. Марджани. Тем самым конгресс привнес бы гораздо больший вклад в единство татарской нации, чем своим участием за рубежом на Сабантуях в 100—200 человек.

90 процентов всех татар живут в России, она земля их предков и только на этой земле (и не только на территории РТ) у татар есть изначальное, историческое и юридическое право всю Россию считать своей Родиной. Будущее татарской нации решается не на Марсовом поле в Париже, не в Австралии и не в Финляндии, и Польше, а в России.

Чтобы притягательные символы становились востребованными для единства нации, Всемирный конгресс постоянно должен генерировать и работать над обогащением и наполнением философии по объединению нации в единый татарский народ. Но этого нет и, кажется, такой деятельности пока и не предвидится. Вместе с тем, с начала воссоздания комплекса Булгар, эта тема должна была стать одной из основных в деятельности ВКТ. Многие из опрошенных татар не смогли ответить, чем значим и дорог Булгар для них. Некоторые что-то о нем слышали, что Шаймиев им занимается и что ежегодно какой-то «Жиен» («Изге Болгар жыены», – прим. ред.) там проходит. И это все. То же самое ответили посещавшие Булгар.

Татарстан на планете — единственная конституционная легитимная территория для татарской нации, и поэтому Казань как ее столица должна иметь и притягательные признаки. Если этого сложно достичь в архитектурном облике в целом, все-таки город уже отстроен, но есть же и малые архитектурные и парковые формы. Они доступны и не очень затратные, но и по этой части не видно даже признаков каких-то намерений привнести в город евразийские мотивы. Даже в названиях гостиниц, ресторанов, кафе, салонов красоты и др. преобладают непонятные названия. Почти нет даже признаков, что это город России, не говоря уже о том, что Казань — все-таки столица Татарстана. Над городом довлеют такие названия как «Ривьера», «Монблан», «Корстон», «Пашмир» и т. д., и нет места таким названиям как «Кама», «Урал», «Байкал», «Актаныш», «Райхан», «Ак Идель», «Чибар Куль», «Тюмень», «Сарытау», «Астрахань», «Бахчисарай», «Ак каен», «Кара урман», «Сарман», «Ляйсана», «Зулейха», «Айгуль», «Бугульма» и тысячам других. Любое из этих названий звучит как музыка. Казань прекрасна, но ее чиновники не понимают, что они хранители татарского бренда, ради которого приезжают не только татары, но и туристы и партнеры со всего мира. Пусть меня извинят чиновники города, но Казань без татар — это не Казань. Ее облик мало чем отличается от русской провинции. Невооруженным глазом видно, что татары тут в «подполье». Где они, 500 тысяч казанских татар? Для Всемирного конгресса это не тема и у него даже нет понимания этой беды — нетатарской Казани.

«Конгресс превратился в отчет председателя и междусобойчик отдельных лиц»

Создание ВКТ четверть века назад было демонстративно-политическим актом и юридическим оформлением солидарности всех татар в мире, их готовности при необходимости принимать участие в защите Татарстана, независимо от места проживания.Вроде, не много прошло, всего 25 лет, но за это время выросло совершенно новое поколение. На то время даже в Казани, в столице Татарской автономии, в организациях и в общественных местах татарского языка не было слышно, и если кто-то говорил, то любой мог одернуть и сказать: «Говори на русском». Но это только одна сторона унижения татарской нации, но еще более унижающим было то, что татары допустили такое состояние. В те годы даже в Казани многие молодые уже начинали стесняться считать себя татарином. Нынешнее молодое поколение не знает об этом и не может знать, потому что об этом нигде не пишут, не вспоминают.

Начиная с lll съезда, конгресс полностью превратился в отчет председателя и междусобойчик отдельных лиц в Казани и Татарстане. И на этом пленарное заседание завершается. Так сложилось, будто татары со всего мира собираются на конгресс отметить, что он существует, одобрить работу исполкома и выразить благодарность руководству Татарстана. Конечно, все татары ему очень признательны, с 1992 года (Минтимер Шаймиев, Мухаммат Сабиров и Фарид Мухаметшин) он помогает ведению конгресса, наверное, потому что среди семи миллионов татар за 25 лет так и не нашлось ни одного достойного и способного председательствовать на заседании конгресса.

Всемирный конгресс, пока еще считается Всемирным конгрессом татар, и поэтому делегаты сами на первом пленарном заседании должны обозначить темы, которые накопились, чтобы их могли осмыслить, обсудить на секциях и внести предложения на окончательное решение конгресса. Мы же один раз в 5 лет для этого и собираемся, а не только для того, чтобы послушать доклад о том, в скольких странах они принимали участие на сабантуях, а потом обсуждать на секциях бессмысленные заготовки и принимать их. С тем, чтобы конгресс был востребован своими решениями всеми татарами в мире, темы для рассмотрения должны быть обозначены в самом проекте повестки и в докладе внесены на пленарное заседание, чтобы далее на их основе поработали на секциях конгресса.

Предложения, вносимые секциями, никем предварительно не должны корректироваться. На пленарном заседании только сам конгресс открытым голосованием должен определять окончательное решение по каждой внесенной позиции.

Рим ГИНИЯТУЛЛИН.
Справка

Гиниятуллин Рим Абдуллович — бывший министр мелиорации и водного хозяйства Республики Узбекистан, экс-заместитель премьер-министра республики.

  • Почетный член Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) ЦАС (1999).

  • Председатель исполкома Международного фонда по спасению Арала (1999 — 2001). Руководитель проекта GEF «Управление водными ресурсами и окружающей средой бассейна Аральского моря» МФСА.

  • Ныне является председателем Совета старейшин Общественного культурно-просветительского центра татар Республики Узбекистан.

 

«Реальное время».

Просмотров: 1107

2 комментариев

  1. Критика вполне обоснованная, чувствуется вполне человеческие переживания, говорит же «Татарстан на планете — единственная конституционная легитимная территория для татарской нации, и поэтому Казань как ее столица должна иметь и притягательные признаки. Не пустые слова. Да таких людей в Казани не хватает, но по крайней мере он там не русеет и желает процветания татарской нации. Была бы возможность сам задал бы ему вопрос почему он не переезжает на историческую родину

  2. Огульная критика , самое лекгое, что может быть. И вообще странно это слышать от советского человека. Ну ладно я, не видел советской Казани и рос, когда были перемены, но он -то видел,что было раньше и что сейчас. В совесткое время была одна мечеть Марджани и одна школа с театром. все. А сейчас…..разве можно сравнивать , а товарищ с ответсвенных постов в Узбекистане переехжал бы жить в Казань