Алмаз татарской нации

Х.Атласи, Бугульма, 1919 год

Х.Атласи, Бугульма, 1919 год

Так его назвали в статье, напечатанной в Мусульманском календаре 1913 года. А ведь к тому времени еще не все научные труды и полемические публикации этого известного мыслителя, живущего на самарской земле, увидели свет, Он пока не избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Не сформулировано и приглашение ученого на работу в восточный разряд Санкт-Петербургского университета. Но разносторонняя борьба Хади Атласи за просвещение и национальную самобытность татар уже оценена. Причем отмечена и «алмазная» твердость этого имама и мударриса, депутата Государственной думы Российской империи II созыва от Самарской губернии и историка-тюрколога, который все время находился в гуще общественной и интеллектуальной жизни.

Самарцем Гади (Гадый, Хади, полное имя – Мухаммадхади) Мифтахутдинович Атласов, более известный как Хади Атласи, стал в 1903 году. После успешного экзамена на имама и мударриса (заведующего медресе) его назначили муллой в деревню Әлмәт (Альметьево) Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне – г. Альметьевск РТ). Официальное утверждение в должности состоялось 29 мая того же года. Начало XX века эта деревня, в которой проживало немногим более двух тысяч человек, встретила с тремя соборными мечетями. В первой из них и начал трудиться наш герой – вторым имамом.

Имам-хатыб 1-й соборной мечети, занимавшийся еще и торговлей овчинами, мало внимания уделял учебному процессу в приходском мектебе. Поэтому он с радостью вручил это дело Атласи и даже отдал ему с женой собственный дом, сказав: «В одной комнате живите сами, в другой – обучай детей».

Новый имам быстро преобразовал мектеб своей махалли под джадидское, т.е. новометодное («Эсуль-эль-джадид» в переводе означает – «новый метод»). Его ученики овладевали не только чтением религиозных текстов, но и основами светских наук. Хади-мугаллим обучал их по учебникам, которые сам разрабатывал для новометодных школ. Родители с огромным желанием отдавали своих детей на обучение именно мулле Мухаммадхади. К нему стремились попасть ребята из других приходов и даже стали съезжаться разновозрастные шакирды со всей округи. Атласи разработал для них методику обучения, по которой они за два года осваивали курс религиозных и светских наук. Некоторые из бывших шакирдов начали создавать в своих деревнях подобные мектебы. Хади открыл школу для девочек, в которой преподавала и ставшая в это время супругой Хусникамал – дочь известного муллы и просветителя Абдулфаттаха хазрата Абдулкаюмова из деревни Нижние Чершилы Самарской губернии.

С женой и дочкой Сальмой, 1908 год

С женой и дочкой Сальмой, 1908 год

Сыном деревенского духовного лица был и сам Хади, родившийся 29 августа 1876 года в деревне Иске Чәке (Старое Чекурское) Буинского уезда Симбирской губернии (ныне – Дрожжановского района РТ), Иногда местом появления его на свет называют расположенную рядом деревню Түбән Чәке (Нижнее Чекурское). В семье муллы Мифтахутдина хазрата и его второй жены Сарвижамал, бывшей значительно моложе супруга, Хади стал третьим ребенком – следом за сестрами Халимой и Файрузой.

Начальное образование он получил в мектебе у своего отца, а затем отправился в Буинское старометодное медресе «Нурия», которое являлось одним из крупнейших и наиболее известных конфессиональных учебных заведений Симбирской губернии. Здесь Хади освоил арабский, персидский и турецкий языки, приобщился к духовному наследию Востока. Имевший прекрасные способности юноша самостоятельно изучил русский язык и всесторонне расширял свои знания. В годы учебы в Буинске скончался его 76-летний отец, и с тех пор важную роль в жизни Атласова занимали мама и сестры, с которыми он сохранил доверительные отношения до конца жизни.

Мугаллим и шакирды Буинского медресе «Нурия», начало XX века

Мугаллим и шакирды Буинского медресе «Нурия», начало XX века

Стремление нашего героя неустанно пополнять багаж знаний привело его, выпускника медресе 1894 года, в Оренбург, являвшийся в это время важным центром татарской национальной культуры. Здесь благодаря крупным купцам и меценатам Гани и Ахмеду Хусаиновым осуществлялась широкая поддержка татарского национального образования с позиций джадидизма. Например, были открыты первые педагогические курсы для подготовки учителей новометодных школ. В 1897 и 1898 годах они работали в Оренбурге, при медресе «Хусаиния», позволив ста мугаллимам в течение четырех месяцев ознакомиться с новейшими педагогическими приемами.

А с 1899-го по 1901 год летние педкурсы функционировали в Каргалы (Каргалинской слободе, Сеитовском посаде) близ столицы Оренбуржья, на которые съезжались молодые учителя из разных регионов страны. Им предстояло в течение двух-трех месяцев изучить кроме звукового метода обучения, основ ислама, таджвида (правила орфоэпии для чтения Корана), тафсира (комментарии и разъяснения к Корану), хадисов (предания о высказываниях и поступках пророка Мухаммада, его сподвижников) и начала арифметики, физики, химии, географии и истории.

Преподавать светские дисциплины на курсах Г.Хусаинов пригласил уроженца деревни Миңлебай (Миннибаево) Бугульминского уезда Самарской губернии Фатиха Карими, окончившего медресе «Камалия» в г. Чистополе, сдавшего экзамен на звание «мударриса» при духовном собрании в Уфе и четыре года обучавшегося в Стамбуле. Ф.Карими, в совершенстве владевший многими восточными и европейскими языками, активно приобщал слушателей к европейской культуре и языкам, открывал для них ранее неизвестный мир Запада. Знакомство с этим наставником (будущим автором более 100 книг, педагогом-просветителем, журналистом и общественным деятелем) значительно расширило кругозор Хади и оказало серьезное влияние на становление личности.

Именно тогда учитель Буинского медресе Атласов начал активно изучать немецкий язык и литературу. Судя по всему, он стал слушателем оренбургских курсов в 1898 году, а потом приезжал, как минимум, на одну летнюю сессию в  Каргалинскую слободу. Решивший после этих курсов стать сторонником реформы конфессиональной школы Атласи приступил к разработке учебных пособий для медресе и внедрению новых методов обучения шакирдов в Буинске. В 1902 году вышла его первая научно-популярная книга «Тарих табигый» («Естественная история»), а вскоре за ней увидела свет и вторая – «Наука астрономия». Свои новые идеи, мысли и действия он пропагандировал в периодической печати

Спустя годы о симбирско-оренбургском периоде жизни Атласи напишет так: «Мин – мулла малае, ләкин ятим үстем. Балачактан крестьян эшен башкардым. 1901 елдан үз әсәрләремне яза башладым, 1902 елда беренче китабым басылып чыкты. Аннан тарих белән кызыксына башладым» («Я – сын муллы, но вырос без отца. С детства исполнял крестьянскую работу. В 1901 году начал писать свои произведения. В 1902 году вышла первая моя книга. Потом заинтересовался историей»). Сюда можно добавить и его юношеское увлечение национальной борьбой, позволявшее довольно крепко сбитому Хади успешно выступать в турнирах батыров на сабантуях.

Новометодные дела нашего героя были неоднозначно восприняты приверженцами традиционализма, но он продолжал двигаться выбранным курсом и не изменил ему после переезда из Буинска в Альметьево. Здесь Атласи помимо исполнения обязанностей имама, занимался преподавательской, научно-исследовательской работой и получил известность благодаря публицистической деятельности, За первое пятилетие пребывания на самарской земле появился ряд его статей в периодической печати. В эти же годы прогрессивный имам издал книги «Ахыр заман ишаны» («Ишан конца света»), «Идел буе» («Поволжье»), «Мәктәп hәм мулла» («Школа и мулла»), в которых писал о проблемах взаимоотношений приходского духовенства и общины, о возложенной на духовных пастырей миссии и др.

Прихожане первой соборной мечети предлагали ему стать имам-хатыбом, но Атласи предпочел роль мугаллима, которого начали волновать идейно-политические вопросы, в частности о возможностях применения пантюркистских идей в условиях России. В нем росло желание изменить политику государства по отношению к мусульманскому населению и содействовать духовному возрождению своего народа. Эти размышления Хади сделали его в 1905 году членом партии социалистов-революционеров, которая привлекла своими намерениями по решению аграрного и национального вопросов. Он поддерживал тесные связи с лидерами татарских эсеров, получал от них различные издания. Наш герой выступил с резкой критикой имперской власти, изложив свои мысли в брошюре «Самодержавие тонет».

16–21 августа 1906 года Атласов принял участие в работе III съезда партии «Иттифак аль­муслимин» («Союз мусульман России»), прошедшего с разрешения Министерства внутренних дел в Нижнем Новгороде. Вместившиеся в зал 500 делегатов и около 300 «необлеченных полномочиями» человек вели разговор о мерах по реализации свобод, провозглашенных царским Манифестом от 17 октября 1905 года. Обсуждение окончательного варианта программы «Иттифак аль-муслимин», разработанной в Санкт-Петербурге еще в январе, выявило различные точки зрения по многим вопросам.

Например, были противники политической деятельности партии, убежденные в необходимости лишь религиозно­культурного общества. Хади Атласи заявил, что не существует пользы в создании политической программы, так как правительство, проводя репрессивную политику, никогда не даст возможность ее выполнить. Он вел с трибуны свою агитацию: «Давайте распространим вначале среди неграмотной, необразованной нации науки, ознакомим ее с политической литературой, дадим детям знания, потребные для современности. Затем будем спорить по политическим вопросам. Опять повторяю, давайте сосредоточимся на этом съезде только на вопросах просвещения и издательства».

Выступил наш богослов и по вопросу религиозного устройства, отметив необходимость создания института единого общероссийского муфтия и ссылаясь при этом на слова Ш.Марджани: «В Исламе не должно быть двух лидеров (раис). Если лидеров будет больше, то настанет раскол». Дух работы съезда и дискуссии с видными мусульманами имели немалое значение для дальнейшей деятельности Атласи.

В том же году он выпустил в Оренбурге брошюру «Яңа низам вә голәмәларыбыз» («Новые правила и наши улемы»), в которой разоблачал политику правительства, направленную против нерусских народов. В частности, резко критиковались новые Правила Министерства народного просвещения от 31 марта 1906 года «о печатании учебных книг и пособий в русской и национальной транскрипции». Согласно им в русско-татарских школах в транскрипцию татарских текстов вводились буквы русского алфавита. Автор призвал авторитетных мусульманских правоведов и богословов (улемов) выступить против этого нововведения. «Русификация народов, национальный гнет, защита интересов только господствующей нации – вот основная политика правительства», – писал Атласи.

Энергичный альметьевский имам стал своим человеком в мусульманском сообществе уезда, поэтому именно его соплеменники избрали в начале 1907 года своим представителем во II Государственной думе Российской империи от Самарской губернии. Значимость этого события подчеркнем информацией о том, что в I Госдуме татары нашу губернию не представляли. Депутат Атласов вошел в мусульманскую трудовую группу из 6 человек и, по мнению профессора А.Ю. Хабутдинова, был ее лидером вместе с учителем К.Хасановым из Уфимской губернии. Хади участвовал в издании печатного органа этой группы – газеты «Дума», защищавшей интересы крестьян-тружеников.

Г.М. Атласов - депутат II Государственной думы, 1907 год

Г.М. Атласов — депутат II Государственной думы, 1907 год

Депутаты II Госдумы от Самарской губернии, 1907 год. Атласи сидит 3-м слева

Депутаты II Госдумы от Самарской губернии, 1907 год. Атласи сидит 3-м слева

Депутаты мусульманской фракции II Госдумы, 1907 год. Атласи сидит 2-м справа

Депутаты мусульманской фракции II Госдумы, 1907 год. Атласи сидит 2-м справа

Он активно работал со своими избирателями, уделяя серьезное внимание их запросам и пожеланиям. В газете «Дума» были опубликованы наказы жителей населенных пунктов Альметьево и Бигаш (Бигашево). Требования избирателей включали в себя такие вопросы, как религиозная автономия мусульман, равноправие наций, предоставление женщинам избирательного права.

Направили своему депутату наказы и крестьяне других деревень уезда: Шарлама, Кама-Исмәгыйль (Кама-Исмагилово), Мәлбагыш (Верхнее Якеево), Түбән Якый (Нижнее Якеево) и Яңа Кәшер (Новое Каширово). Они настаивали на принятии законов об увеличении земельных наделов, отмене косвенных налогов и института земских начальников, а также полной амнистии борцам за свободу и уничтожении сословных выборов. В журнале Общего присутствия Самарского губернского правления от 10 ноября 1909 года эти наказы названы противоправными и вредными, потому что они «составлялись и отсылались в Государственную думу Науширвановым, получавшим от Атласова и распространявшим среди мулл и татарского населения Бугульминского уезда его указания. Благодаря агитации муллы Науширванова, среди татар началось движение, и настроение населения стало ухудшаться».

Вот так депутат Атласи, радевший за улучшение жизни уездных крестьян, своим журналистским словом сумел «испортить» их настроение. Что могло быть дальше – относится к области предположений, так как постановлением столичного градоначальника газету «Дума» запретили после выхода в свет шестого номера, а большую часть ее тиража арестовали и уничтожили. Да и саму Госдуму вскоре распустили, а именно 2 июля 1907 года.

Очевидцы давали невысокую оценку работе мусульманской трудовой группы. Так, наш герой не входил ни в какую комиссию и подписал только один внесенный документ – «Проект основных положений об отмене ограничений в политических и гражданских правах, связанных с вероисповеданием и национальностью». Но парламентская жизнь и знакомство с общественными деятелями сыграли роль в становлении личности Атласи. Он получил возможность оценить национальный вопрос в масштабах страны, осознать проблемы татарской нации и задуматься о роли тюркских народов в прошлом времени и в текущий момент. В Санкт-Петербурге имам обогатил личную библиотеку ценной литературой. Собирая материалы по тюрко-татарам, он обратил внимание на слабую освещенность учеными тюрко-татарского мира своей истории. Это обстоятельство Х.Атласи объяснил недостаточностью или же отсутствием тюрко-язычных источников. Тщательно изучив восточные источники, он обратил взор на русскоязычную историческую литературу и летописи.

После роспуска Государственной думы богослов вернулся в Альметьево и продолжил действовать как имам первой мечети и мударрис ее мектеба. Но в условиях реакционных действий, грянувших после первой русской революции, правительство вспомнило о брошюре Атласова с резкой критикой русификации нерусских народов. Поэтому в 1908 году начался судебный процесс над ним и упомянутым ранее Ф.Карими (издателем брошюры). Дело рассматривалось Саратовской судебной палатой.

Брошюра Х.Атласи 1906 года, из-за которой он первый раз попал в тюрьму

Брошюра Х.Атласи 1906 года, из-за которой он первый раз попал в тюрьму

По решению суда, состоявшемуся в следующем году, все экземпляры брошюры были изъяты и сожжены, издателя оштрафовали, а Х.Атласи на три месяца заключили в тюрьму, лишив духовного звания и отстранив от должности муллы и педагогической работы. В воспоминаниях его жены есть строчки о случившемся: «Мать Хади Атласи Сарвижамал апа расплакалась, когда узнала, что ее сына лишили свободы. Он, успокаивая свою мать, высказал такие слова: «Не переживай, мама, из-за моего заключения. Я иду в тюрьму за свободу своей нации, для меня – это честь».

Освободившегося со временем из-под стражи Гади Мифтахутдиновича взяли под постоянный надзор полиции, а школу для девочек, организованную им, немедленно закрыли. Прихожане 1-й соборной мечети деревни Альметьево в начале 1910 года обратились в Оренбургское магометанское духовное собрание с просьбой о восстановлении Хади Атласи в должности муллы своего прихода. Но их просьбу отклонили, сославшись на Губернское правление. Нашему герою пришлось оставить мечеть с мектебом и полностью переключиться на научную и литературную работу.

Став человеком свободной профессии, он много ездил по России и бывал за границей с целью изучения и приобретения научной литературы. Результатами таких поездок являлось и общение с видными учеными, общественными деятелями в столице, Москве и Казани. Со многими из них Атласи состоял в переписке, делился соображениями по разным проблемам. В начале 10-х годов он начал изучать французский язык, готовясь к возможной поездке в Сорбоннский университет для продолжения своего образования, но что-то не срасталось со спонсорами, а потом первая мировая война отменила эти планы.

Каналом распространения своих мыслей молодой исследователь выбрал татарские печатные издания. Его публицистические статьи появлялись в газетах «Йолдыз» («Звезда», Казань), «Вакыт» («Время», Оренбург), журналах «Аң» («Сознание», Казань), «Шура» («Совет», Оренбург), «Мәктәп» («Школа», Казань) и других СМИ.

Так, ратуя за сохранение своей нации, Хади эфенди писал в 1910 году в статье «Древние дела и древние слова» (журнал «Шура»): «Если молодежи одной нации будут известны древнейшие события из жизни своих предков и совершенные ими дела, то этой нации будет суждено жить и впредь. Поэтому у процветающих наций написана история и литература в несколько тысяч томов». Он особо подчеркивал необходимость единства нации в переломные моменты истории: «Когда угрожает опасность и постигает горе, беда, каждый член нации должен стремиться к единству. Только так можно противостоять».

С 1909 года в его публицистике значительное внимание уделялось критике некоторых отрицательных черт татарского общества. Зажигательным словом Х.Атласи стремился внести коррективы в жизнь своей нации, воспитывать у татар чувство уважения к своей культуре и традициям. Наш герой понимал, что будущее татарского народа зависит от его образовательного уровня, и поэтому обращал серьезное внимание на проблемы школьного образования и развития родного языка. Педагогические мысли Атласи отражены в его публикациях в журнале «Школа». В 1913 году ученый поместил в номерах этого издания семь статей.

Нередко «отставной» имам критиковал и уклад мусульманского крестьянства. Его возмущали безграмотность, беспечность и бездействие единоверцев. В статье 1912 года «Голод и мусульмане» он сравнил стиль хозяйствования чувашского и татарского крестьянина. Сравнение было не в пользу последнего. Выступал Атласов и против ограничения свободы передвижения татарской женщины, зацикленной только на домашнем хозяйстве и не приспособленной к полевым и иным сельхозработам. 

Доставалось от него и бывшим коллегам по конфессиональной деятельности, не стремившимся стать духовными лидерами народа и «не умеющих ничего, кроме разнесения сплетен о том, что их не касалось вовсе», Более того, глубоко верующий Хади эфенди полагал, что именно некоторые из среды «людей с чалмой» стали причиной разрушения когда-то потрясшего весь мир своим величием и мощью ислама.

Исследователи творчества героя сей статьи отмечают особенности его публикаций – наличие резких, но справедливых оценок и призывов. Это, видимо, было не только проявлением характера Атласи, но и стремления видеть свой народ сильным и счастливым. Отсюда вытекает и приведенная выше фраза, которую он произнес, отправляясь первый раз в тюрьму. Задолго до появления на свет нашего просветителя французский лексикограф и автор многих афоризмов Пьер Буаст обнародовал следующее высказывание: «Просвещение и патриотизм создают нации, невежество и эгоизм создают чернь». Знал самарский симбирец эти слова или нет – сказать не можем, но действовал он строго в соответствии с ними. Иногда его заносило (спишем это на характер), за что в адрес Атласова раздавалась ответная критика. Однажды она вышла даже из-под пера Габдуллы Тукая.

Публицистика не отвлекала Хади Атласи от работы с историческими материалами. В 1909 году появилась его статья об истории засечных линий, построенных русским государством в XVII-XVIII веках, затем публикация «Саркыл шәhәре» («Город Саркел») и другие статьи. Через два года он издал свой первый научный труд по истории – «Себер тарихы» («История Сибири»). Спустя еще три года появились книги «Сөенбикә» («Сююмбике») и «Казан ханлыгы» («Казанское ханство»). Они восполнили пробел в учебниках по истории в медресе и были высоко оценены. Автора этих трудов избрали действительным членом общества «Археология, история и этнография» при Казанском университете. Фактически он стал первым татарским историком, который ввел в оборот множество материалов, извлеченных их русских памятников XI-XVI веков, а также  неизвестные до того времени татарские первоисточники. Использовались им и сочинения арабских, персидских и тюркских авторов.

Прижизненое издание книги Х.Атласи «Казан ханлыгы»

Прижизненое издание книги Х.Атласи «Казан ханлыгы»

Книга Х.Атласи «История Сибири», изданная в Турции

Книга Х.Атласи «История Сибири», изданная в Турции

Историю татар ученый показал через преемственность тюрко-татарских государственных образований. Вначале Атласи осветил период, когда татары проживали в колыбели тюркского мира – на Алтае. Поэтому первая его монография посвящена истории Сибири, а вторая – временам окончательного формирования своего народа, т.е. существованию Казанского ханства. В очерке «Сююмбике» рассказано о последней царице Казани, образ которой как матери нации автор вводит в обиход вслед за Г.Тукаем.

Причем Атласи не занимался приукрашиванием истории своего народа. Наоборот, он отмечал некоторые отрицательные черты национального характера, а именно: низкий уровень самосознания, неорганизованность, рабские черты характера татарской знати и ее продажность. Провел историк и мысль об отсутствии единства среди татар, призывая к единению народа, к борьбе за независимость страны. Не случайно выдающийся русский историк-востоковед мирового значения В.В. Бартольд назвал Атласова «татарским патриотом», отмечая корректность его суждений.

Все эти три труда Хади Атласи стали первыми исследованиями на родном языке, наиболее полно раскрывающими развитие татарского народа в условиях средневековья. Они сделали их автора заметной фигурой среди историков мусульманского мира, в том числе за рубежом. Не почивая на лаврах, ученый в 1915 году приступил к написанию истории знаменитых деревень Бугульминского уезда. Планировал он издание и последующих книг «Казанского ханства», но через несколько лет, так как «…много еще предстоит работать, надо собрать в одно целое материалы и мысли, высказанные другими учеными в нескольких сот томах»

Наряду с творческой деятельностью историк успевал заниматься и различными организационными делами. Так, в 1911 году в Альметьево было учреждено кредитное товарищество, и Гади Мифтахутдинович возглавил его правление. Четыре года спустя ему каким-то образом удалось снова открыть во флигеле своего дома в деревне мектеб для 15 учениц. Наш герой содержал школу на личные средства, покупал учебные принадлежности, доставал дощечки, которые использовались вместо бумаги, обеспечивал школьниц мелом. Он вел уроки географии и истории, а его жена обучала девочек чтению и письму по арабской графике. Но власти вскоре опять закрыли школу, сославшись на незаконность ее существования. По воспоминаниям одной из учениц Г.Х. Мустафиной, «в один из радостных весенних школьных дней на урок географии явился грозный чиновник. Он снял карту со стены, а учителя – Хади абзый увел с собой».

Х.Атласи (стоит 4-й слева) с сослуживцами и их семьями, Альметьево, 1913 год

Х.Атласи (стоит 4-й слева) с сослуживцами и их семьями, Альметьево, 1913 год

После Февральской революции Атласи переехал из Альметьево в Бугульму и активно занялся здесь деятельностью, связанной с приобщением жителей уезда к знаниям. 30 ноября 1917 года на общем заседании Бугульминского уездного земства он был избран заместителем председателя управы и сконцентрировал свою деятельность на вопросах просвещения. Его стараниями в уездном центре начали действовать краткосрочные курсы по подготовке учительниц татарских школ. В этот период журнал «Шура» напечатал его статью «Женский вопрос». Хади эфенди читал лекции в обществе мусульманских женщин Бугульмы, а Хусникамал ханум была в нем помощницей председателя.

Вместе с этим Атласи с головой ушел в политику, став активистом национально-демократического движения, который выступал, как и все унитаристы, за культурно-национальную автономию тюркских народов России. Он присутствовал на Первом Всероссийском съезде мусульман, прошедшем 1-11 мая 1917 года в Москве (дореволюционную нумерацию форумов не стали продолжать в расчете на новый период жизни правоверных в стране). Московский съезд разрешил спор между федералистами («туфракчылар») и унитаристами («төрекчеләр») в пользу первых, проголосовав за создание национальных территориальных автономий. На этом форуме был избран «Милли Шуро» («Совет российских мусульман») – для координации их действий, а также защиты интересов перед Временным правительством и подготовки к выборам в Учредительное собрание.

«Милли Шуро» создавались также в губерниях и на местах. В Бугульме, как гласит книга В.Сальникова «Бугульма. Год 1917…»,  им «руководили альметьевский мулла правый эсер Гадый Атласов (давно уже к тому времени не мулла – прим. Р.Ш.), байрякинский мулла М.Губайдуллин, мулла Шангареев и другие. Националисты пытались вести пропаганду в массах. Они вели свою работу в полном контакте со штабом 129-го полка. В итоге сформировали из солдат-татар отдельный мусульманский батальон».

Участвовал Хади эфенди и в работе Второго Всероссийского съезда мусульман, состоявшегося в июле-августе того же года в Казани. В ходе заседаний он трижды выступил по разным вопросам. 22 июля 1917 года на объединенном мусульманском форуме (Казань в те дни принимала делегатов еще двух Всероссийских съездов: мусульманского духовенства и воинов-мусульман) была провозглашена культурно-национальная автономия мусульман внутренней России и Сибири. Форум создал коллегию по созыву первого национального собрания (парламента), перевес в которой имели унитаристы. Членом этой коллегии избрали и Хади Атласи.

Цитата Х.Атласи о принадлежноси к своему народу

Цитата Х.Атласи о принадлежноси к своему народу

Цитата Х.Атласи о царском правительстве

Цитата Х.Атласи о царском правительстве

В августе коллегия переехала в Уфу для подготовки выборов в Милли Меджлис (Национальный парламент) которые планировалось завершить к 1 ноября 1917 года. 28 августа она начала свою работу. В тот день в Уфе состоялась грандиозная манифестация, в которой приняли участие несколько тысяч человек – солдаты мусульманских полков, мусульманки в национальных костюмах и другие единоверцы. На знаменах на татарском языке было написано: «Во имя свободы – Уфимский военный совет», «Да здравствует культурно-национальная автономия 22 июля 1917 г.», «Да здравствует свободная мусульманка!».

Первый национальный парламент работал в Уфе с 20 ноября 1917 года по 11 января 1918 года. Депутаты Милли Меджлис (в их числе и наш герой), найдя компромисс между позициями федералистов и унитаристов, провозгласили территориальную автономию тюрко-татар в виде Урало-Волжского штата и создали 29 ноября коллегию по осуществлению его автономии. На сей раз в коллегии преобладали «туфракчылар», и Атласи в нее не включили. 1 марта 1918 года предполагалось провозгласить штат Идель-Урал в Казани, но местный Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов воспрепятствовал этому.  

Плакат о провозглашении штата Идель-Урал, 1918 год

Плакат о провозглашении штата Идель-Урал, 1918 год

А в Бугульме советская власть была установлена 22 февраля 1918 года, причем городское собрание мусульман приняло решение ее поддержать. Хади эфенди вошел в состав исполнительного комитета Бугульминского уездного Совета и занимался вопросами просвещения, а также преподавал историю в недавно открытой трехгодичной учительской семинарии, готовившей учителей для деревень с мусульманским населением. Руководил ее деятельностью Габдрахман Сагди – впоследствии известный ученый, работавший в вузах ТАССР и Узбекской ССР. Педагогами семинарии были и братья Туйкины, статьи о которых можно прочитать в предыдущем и данном номерах этого журнала. Фазыл вел уроки географии, а Кабир – русского языка. Занятия по литературе проводил прозаик и драматург Афзал Тагиров, выросший позже в крупного государственного и общественного руководителя.

Здание бывшей татарской школы 2-й ступени, где работал Х.Атласи. Бугульма

Здание бывшей татарской школы 2-й ступени, где работал Х.Атласи. Бугульма

Обучавшаяся в здешней женской гимназии Фатима Кашафутдинова неплохо знала нашего героя, потому что он часто бывал у них дома, так как дружил с ее отцом – местным фельдшером-эпидемиологом. 14 декабря 1917 года она записала в дневнике: «Сегодня у нас был Атласов, этот ревностный националист, один из лучших работников и поводырей татар, который говорит, что ему дорог даже старый лапоть татарина… Он так любит свою нацию, своих татар». Получив разрешение Сагди на посещение некоторых занятий в семинарии, Фатима в марте следующего года прослушала обзорную лекцию Хади абый по истории России, в ходе которой он красной нитью проводил линию притеснения мусульман в стране во все времена. А подводя итог, подчеркнул, что теперь, когда мы пользуемся свободой, мы должны по мере возможности избегать влияния русских; учиться, но брать только одну науку без примесей.

В бугульминском доме Атласовых несколько лет прожили Асгат и Акдес Нигматовы – дальние родственники Хусникамал ханум, приехавшие из деревни Беркет-Ключ Уфимской губернии на учебу в русской средней школе.Под влиянием известного историка и его круга общения мальчики впитали идеи тюркизма, заинтересовались изучением иностранных языков. Асгат потом вступил в ряды Красной Армии, а Акдес, окончив реальное училище в Бугульме, после нескольких лет мытарств сумел в ноябре 1924 года попасть в Турцию, где продолжил свое образование. Так «началось рождение» выдающегося ученого Акдеса Нигмета Курата, одного из основоположников современной исторической науки Турции, автора 19 книг и более 70 статей, владевшего восемью языками.

А герой нашей статьи и при Комуче с чешскими легионерами был активным деятелем местного самоуправления в Бугульме, работая заведующим отделом народного образования земской управы. Делом подготовки учителей он занимался и после изгнания белочехов из города красноармейцами. В те дни Ф.Кашафутдинова встретила ученого на улице, и он сказал: «Очень тяжело стало на свете жить!». Видимо, обстановка Гражданской войны его угнетала.

Х.Атласи (сидит) и Ф.Карими, 1919 год

Х.Атласи (сидит) и Ф.Карими, 1919 год

В апреле 1919 года Бугульма была взята белогвардейскими войсками, и Атласова назначили председателем уездной земской управы. Когда колчаковцы отступили, его тоже вынудили уйти из города. В Челябинске он сумел расстаться с ними и уехал в Азербайджанскую Демократическую Республику (АДР), с руководителями которой был знаком. В Баку Атласи трудился в издательском отделе Комиссариата народного просвещения, публиковал статьи в местной прессе, а весной следующего года стал очевидцем падения АДР. Довелось нашему герою и участвовать в 1-м Съезде народов Востока (1-8 сентября 1920 г.), который собрал в Баку около двух тысяч представителей из 30 стран .

Однако в газетах стали появляться сообщения о том, что он выдавал колчаковцам учителей, которых потом расстреливали. Поэтому в том же месяце Х.Атласи был арестован местными органами Советской власти и заключен в Баиловскую тюрьму г. Баку. А поскольку он прошедшим летом стал 100%-ым татарстанцем (Бугульминский и Буинский уезды своими большими частями вошли в состав ТАССР), то его этапировали на территорию новой республики.

22 апреля 1921 года Чистопольский ревтрибунал рассмотрел дело Г.М. Атласова и, оправдав, освободил его. Из зала суда Хади эфенди вынесли на руках, а на улице бывшего узника встретила толпа радостных людей. После этого он занялся преподаванием истории, географии и немецкого языка в одной из татарских школ 2-й ступени Бугульмы, а также в селах Шөгер (Шугурово) и Зәй-Каратай (Зай-Каратай) Бугульминского кантона. Братья Туйкины и Харис Бастамов снова стали его коллегами по работе – на сей раз в упомянутой школе кантонального центра.

На курсах для сельских учителей, Бугульма, 20-е годы. Атласи - 2-й справа во 2-м ряду

На курсах для сельских учителей, Бугульма, 20-е годы. Атласи — 2-й справа во 2-м ряду

Выпускники педкурсов с преподавателями, Бугульма, конец 20-х гг. Атласи - 7-й слева в 3-м ряду

Выпускники педкурсов с преподавателями, Бугульма, конец 20-х гг. Атласи — 7-й слева в 3-м ряду

Ученый был талантливым педагогом и умелым оратором. Бывшая ученица А.Каюмова вспоминала, как Атласи вел уроки географии: «Он не просто показывал на карте, например, Германию, а казалось сам за руку водил нас по этому государству».

Наряду с педагогической деятельностью Х. Атласи продолжал заниматься научным и литературным творчеством. Он проанализировал демографические и экономические процессы, происходившие в Татарии, и продолжил создание объемного труда «История старой и новой России». Рукопись этой работы, как и других его неизданных сочинений (некоторые названы выше), была утеряна после очередного ареста. В 1925-1928 годах Атласов перевел на татарский язык замечательное произведение великого персидского поэта XIII века Саади Ширази «Гулистан» («Розовый сад»).

Не забывал он и про общественные дела. В голодные 20-е годы ученый хлопотал о создании детского дома в Бугульме, возглавлял комитет содействия, оказывавший материальную помощь землякам, которые обучались в вузах страны. Он активно выступал против замены арабского алфавита татарской письменности на латинский (яналиф), был противником атеистического воспитания. Однажды в кругу учителей Хади абый сказал, что яналиф погубит татарскую культуру. Фазылу Туйкину, преподававшему татарскую литературу, он предложил стать борцом за чистоту родной речи у коллег по школе, за что последнего вскоре прозвали «националистом».

Поскольку надежды Атласи на реализацию подлинного самоопределения татарского народа не оправдывались, он пришел к пониманию необходимости создания самостоятельного государства. Только тогда, по мнению ученого-тюрколога, татары смогли бы процветать как нация, поддерживать свою жизнеспособность, развивать язык и культуру.

Цитата Х.Атласи о литературе и истории

Цитата Х.Атласи о литературе и истории

Он дважды встречался в Москве с представителями Турции (послом и инспектором просвещения) для обсуждения культурно-просветительных вопросов татар, и в ходе бесед поднимал вопрос о желательности своего переезда на постоянное место жительства в эту страну из-за плохого материального положения и травли его в России. Так, осенью 1925 года в письме в кантисполком наш герой сетовал на то, что он до сих пор считается лишенным права голоса. 

Через четыре года Хади Атласи был обвинен в «султангалиевщине» (дело М.Х. Султан-Галиева), т.е. в буржуазном национализме и приговорен к 10 годам лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовых лагерях и с конфискацией имущества (дома с мебелью, библиотеки и коровы).

После его ареста преследованиям подверглись многие учителя, работавшие с ним в школе 2-й ступени. Связано с этими событиями превращение данной школы в педтехникум или нет – сказать не можем, но 15 июля 1929 года коллегия Наркомпроса ТАССР приняла решение об открытии в Бугульме педагогического техникума. Его директором назначили Ф.Ш. Халикова, а заведовавшего школой К.Туйкина отправили в Зай-Каратай агитировать земляков за создание там колхоза.

Что касается Атласи, то его для отбытия наказания отправили в Мурманск, но в конце 1930-го сослали на остров Конд в Белом море, куда всех посылали на «загиб», а в июне следующего года перевели на Соловки. По мнению очевидцев, старый революционер не упал духом, несмотря на лишения и смерть трех своих малолетних детей в этот период. Он даже взялся за изучение английского языка. Летом 1933 года просветитель был освобожден по состоянию здоровья и вернулся в Бугульму, однако получить учительскую работу не смог. Такой же результат ждал его в Уфе. Поэтому через полгода он переехал с семьей в Казань, где некоторое время преподавал немецкий язык в школе №12. От Гади Мифтахутдиновича отвернулись многие старые знакомые, но потянулись к нему молодые поэты и журналисты. Ренессанс был недолгим – в марте 1935 года педагога уволили как «политически неблагонадежного», и ему пришлось познать безработицу.

28 июля 1936 года Атласи был вновь арестован как предполагаемый руководитель тайной организации национальной интеллигенции. В течение девяти месяцев его 16 раз допрашивали в Казанском НКВД, и 2 мая 1937 года он «признал» свою вину. По «делу Атласова» привлекли к суду 24 человека, и 19 из них были уроженцами Самарской губернии. Известный общественный деятель РТ Ф.Байрамова назвала другое число «атласовцев» – 107 арестованных, в том числе 54 представителя интеллигенции, 35 мулл и 18 предпринимателей.

Трибунал Приволжского военного округа на закрытых заседаниях в клубе имени Менжинского 23-28 октября 1937 года рассмотрел дело «атласовщины». В обвинительном приговоре было написано: «На территории Тат. АССР на протяжении многих лет существовала широкоразветвленная, контрреволюционная, националистическая, повстанческая, разведывательная организация, созданная по указаниям представителей иностранного государства (иноразведки), занимавшаяся контрреволюционной работой по подготовке свержения советской власти, с целью образования на территории СССР т.н. независимого тюрко-татарского государства буржуазно-демократического строя. Организацию непосредственно создал и ею руководил главный обвиняемый по настоящему делу Атласов Гади, известный в СССР татарский буржуазно-националистический деятель, пантюркист, бывший правый эсер, бывший член 2-й Государственной думы, бывший белогвардеец, дважды судимый в прошлом за контрреволюционную деятельность».

Суд приговорил к расстрелу Г.М. Атласова и восьмерых уроженцев земли самарской: педагогов Г.А. Алтынбаева, К.К. Туйкина, Ф.К. Туйкина, С.Ш. Уразманова, имамов  К.Л. Исхакова, Б.Ф. Фаттахова, Р.Я. Яруллина и служащего 3.Б. Фаттахова. 15 февраля 1938 года приговор был приведен в исполнение. Остальные 15 осужденных (девять учителей и шесть служащих) получили срок тюремного заключения – от пяти до 10 лет, и не все дожили до его окончания. Так, учитель Х.Б. Бастамов (уроженец Самарской губернии) умер в заключении, отсидев шесть лет из 10.

Х. Атласи в тюрьме, Казань, 1938 год

Х. Атласи в тюрьме, Казань, 1938 год

Вдова Г.М. Атласова и их сын Угыз

Вдова Г.М. Атласова и их сын Угыз

Казненных «атласовцев» похоронили на Архангельском кладбище г. Казани, однако точное место предания их земле неизвестно. А родным подвергшихся репрессии пришлось на протяжении двух десятилетий ощущать все тяготы существования под ярлыком «член семьи врага народа». Впрочем, дети Хади эфенди еще при его жизни столкнулись со скрытым и явным осуждением окружающих. Сына Абдульбара не приняли на учебу в вузы Москвы и Ленинграда, а дочерей Сальму и Сылу в разное время отчислили из института в Симферополе. Переживания родных вызывала и пропажа при арестах богатого архива и библиотеки ученого. Они с горечью вспоминали, как в бугульминских магазинах листки, вырванные из конфискованных у Атласи книг, использовались при упаковке продуктов и как бумага для папирос. В печати долгое время имя Атласи ассоциировалось с «белым» террором в уезде.

Наконец в мае 1958 года решением Военной коллегии Верховного Суда СССР он вместе с другими «атласовцами» был реабилитирован за отсутствием состава преступления. И начался непростой путь восстановления имени просветителя.

Дело Г.М. Атласова

Дело Г.М. Атласова

Книга о Хади Атласи

Книга о Хади Атласи

Обложка книги с переизданными трудами Х.Атласи

Обложка книги с переизданными трудами Х.Атласи

Мемориал жертвам политических репрессий на Архангельском кладбище Казани

Мемориал жертвам политических репрессий на Архангельском кладбище Казани

Памятная доска казненным «атласовцам» на бывшей школе 2-й ступени Бугульмы

Памятная доска казненным «атласовцам» на бывшей школе 2-й ступени Бугульмы

Победители межрегиональных юношеских чтений имени Х.Атласи, Бугульма, 2019 год

Победители межрегиональных юношеских чтений имени Х.Атласи, Бугульма, 2019 год

Первые публикации о нем как о крупной исторической личности появились во второй половине 80-х годов, а в следующем десятилетии переиздали три исторических труда Х.Атласи, в которых он на научном уровне осветил историю татарского народа. Под эгидой Академии наук РТ в 1996 и 2001 годах в Бугульме и Казани прошли юбилейные конференции, внесшие лепту в осмысление значимости работ нашего героя. Проводились и другие научно-практические конференции, имеющие отношение к просветителю: в Альметьевске (1999), Бугульме (2012, 2019). А в Казани они с конца минувшего века ежегодно организуются для школьников республики. Их вместе со учениками из Оренбуржья пригласили на Межрегиональные юношеские чтения имени Хади Атласи, которые состоялись 15февраля 2019 года в бугульминскойтатарской гимназии №14, носящей имя этого педагога, ученого и общественного деятеля, В ней, кстати, с ноября 1996 года действует музей «алмаза татарской нации».

В том же году в Бугульме был создан Общественный благотворительный фонд Xади Атласи (в некоторых публикациях называется другая дата – 1994 год). Учрежденная этим фондом премия ежегодно вручается тем, кто внес наибольший вклад в развитие татарской науки и культуры. Их выявляют в следующих номинациях: просветитель, меценат, учитель, прилежный ученик. В 2019 году количество лауреатов разменяло вторую сотню, и среди них не только представители РТ, но и Башкортостана, Оренбургской области. Учредителем фонда выступил сын просветителя Угыз эфенди. Он же летом 1992 года снял покрывало с памятной доски расстрелянным «атласовцам» на зданиибывшейтатарской школы 2-й ступени в Бугульме. В этом городе именем Х.Атласи названа одна из улиц. Есть такая же улица с 2005 года и в Казани, и в микрорайоне «Дуслык» («Дружба») г. Альметьевска, и в поселке Нижняя Мактама Альметьевского района. А в селе Нижнее Чекурское Дрожжановского района РТ спустя шесть лет открыли мемориальную доску в честь выдающегося земляка.

Союзом писателей Татарии была учреждена премия имени Хади Атласи, и в 2006 году ее присудили писателю, доктору технических наук и общественному деятелю З.Л. Зайнуллину. Уже 18-й год в доме краеведа Фазыла Валиахметова, живущего в поселке Карабаш Бугульминского района, действует частный музей-библиотека, посвященный герою сей статьи. Здесь воссоздана атмосфера первой половины XX века (мебель, домашняя утварь, орудия труда). На общественных началах организуются выставки изделий художественных промыслов местных мастеров, а также лекции и «круглые столы» о сохранении местной истории, информации о знаменитых и малоизвестных личностях, презентации книг и встречи с местными писателями, экскурсии для школьников и всех желающих. В библиотеке, насчитывающей около 5 тыс. книг, представлен богатый материал по истории поселка и страны. Музей посещают не только гости из разных мест Татарстана, но и других городов России и зарубежья.

А в Бугульминской библиотеке Дружбы народов в августе 2021 года прошел информационный час «Вехи жизни Х.Атласи», посвященный 145-летию со дня рождения этого ученого-тюрколога и педагога. Активисты же Союза татарской молодежи «Азатлык» («Свобода») 15 февраля того же года пришли к памятнику жертвам политических репрессий в Ленинском садике центра Казани, чтобы почтить память Хади эфенди и его расстрелянных соратников, Подобную акцию активисты провели четвертый раз, снова предложив властям официально объявить 15 февраля Днем памяти Хади Атласи. А 16 февраля минувшего года проведение Дня памяти нашего героя планировали татары Стамбула, которые знают судьбу и заслуги этого ученого, просветителя и общественного деятеля. Ведь, как отмечает А.Х. Мухаметдинова, защитившая в год 100-летия появления Г.М. Атласова на самарской земле кандидатскую диссертацию на тему «Хади Атласи как историк», его биографию опубликовали в одной из энциклопедий, изданных в Турции, еще в 1970 году.

Ныне героя нашей статьи называют одним из самых ярких мусульманских интеллектуалов начала XX века, духовным лидером нации, который никогда не скрывал своих взглядов, борясь с несправедливостью и реакцией, отсталостью и безграмотностью. Академик И.Р. Тагиров, отвечая на вопрос корреспондента об историках, сыгравших заметную роль в развитии татарского народа, вспомнил слова Р.Фахретдина о том, что у истории нет ни друзей, ни врагов, она на всех смотрит одинаково, только у тех, кто пишет эту историю, иногда ошибаются перья. «А вот у Хади Атласи ошибки пера я не вижу» – сказал Индус абый. Пожалуй, и в голосе просветителя не слышались фальшивые ноты. Не зря же говорят, что большое видится издалека.

Диплом Бугульминского Фонда Х.Атласи

Диплом Бугульминского Фонда Х.Атласи

Ф.Байрамова выступает на вечере, посвященном 140-летию Х.Атласи, Бугульма, 2016 год

Ф.Байрамова выступает на вечере, посвященном 140-летию Х.Атласи, Бугульма, 2016 год

Но и современниками Г.М. Атласов признавался в качестве крупного ученого, авторитетного педагога и общественного деятеля. Вот слова о нем более чем столетней давности: «Он в своем роде Петр Великий нашей нации… Человек практический, но такой, каких дай Бог больше среди татар». И еще раз вспомним гимназистку Кашафутдинову, записавшую в дневнике: «Господи, сохрани всех хороших людей и всех националистов!». Увы, не сохранил – ни ее, умершую после родов в 1921 году, ни «алмаз татарской нации». А жаль…

Открытие мемориальной доски Х.Атласи, Нижнее Чекурское, 2011 год

Открытие мемориальной доски Х.Атласи, Нижнее Чекурское, 2011 год

Награждение лауреатов премии Фонда Хади Атласи, Бугульма, 2018 год

Награждение лауреатов премии Фонда Хади Атласи, Бугульма, 2018 год

Лауреатом премии Фонда Х.Атласи стал Р.Хакимов - директор Института истории АН РТ, 2016 год

Лауреатом премии Фонда Х.Атласи стал Р.Хакимов — директор Института истории АН РТ, 2016 год

Мероприятие в Буинском медресе, 2018 год

Мероприятие в Буинском медресе, 2018 год

Картина в частном музее-библиотеке имени Хади Атласи в поселке Карабаш

Картина в частном музее-библиотеке имени Хади Атласи в поселке Карабаш

Рашид ШАКИРОВ.

 Журнал «Самарские татары», № 1(34), 2022 года.

 

Просмотров: 1121

Комментирование запрещено