Следующий год может быть объявлен в городе Тобольске Годом Ханбике Сузге. Отважная жена правителя Сибирского хана Кучума бин Муртазы вошла в число личностей, предложенных для голосования членами Исторического совета при администрации города. В списке претендентов также знаменитый тобольский археолог и этнограф Михаил Знаменский, декабрист-тоболяк Гавриил Батеньков и актер Александр Абдулов, родившийся в Тобольске, где его отец работал в местном драматическом театре после переезда из Ферганы.
Проголосовать за предложенные кандидатуры тоболяки смогут до 15 сентября. Для этого необходимо иметь подтвержденную учетную запись на сайте «Госуслуги» и быть совершеннолетним.
Ханбике Сибири вошла в список в связи со 185-летием первой публикации поэмы «Сузге» Петра Ершова в журнале «Современник». На поэму о любимой ханской жене автора «Конька-горбунка» вдохновило трагическое предание о Сузге-ханым, которая предпочла смерть пленению ее казаками атамана Ермака. Когда крепость сибирской царицы Сузгун-тура была осаждена и стало понятно, что ей не выстоять, как и Искеру, Сузге поставила условие, что сдастся завоевателям, если они дадут возможность ее воинам и прислуге беспрепятственно покинуть крепость. Ночью татарские воины, исполняя волю ханбике, покинули Сузгун и отплыли на лодках по Иртышу. Сузге осталась одна, и когда утром атаман Гроза зашел в крепость, ему не суждено было пленить ханскую жену, она покончила с собой ударом кинжала.
Если тоболяки проголосуют в большинстве своем за Сузге и следующий год будет объявлен в Тобольске Годом имени сибирско-татарской царицы, то это существенно облегчит Региональной татарской общественной организации «Наследие» под руководством Луизы Шамсутдиновой реализацию проекта скульптурной композиции «Ханбике Сузге». ТРОО «Наследие» получила земельный участок для создания историко-мемориального комплекса «Сузге» рядом с сопкой, где находилась крепость, и здесь на углообразном участке, где асфальтовая дорога пересекается с железнодорожными путями, планируется установить скульптурную композицию. Большая часть самой Сузгунской сопки была уничтожена в 70-е годы ХХ в. при строительстве железной дороги. Кроме того, рядом под землей проходят различные инженерные сети, заложенные в советские времена, поэтому пространство для создания национального парка ограничено.
Бронзовая скульптура Ханбике Сузге высотой 2,5 метра будет установлена на гранитный постамент высотой 4,6 метра. С правой стороны памятника расположится дворцовая усадьба ханбике с национальными узорами и орнаментом. С левой стороны будут установлены пять белоснежных юрт, традиционные жилища тюркских народов до перехода их на оседлость. На месте закладки камня – ротонда сибирской царицы, иными словами беседка. В тематическом парке также расположатся малые архитектурные формы, фонари, скамьи. Юрты планируется использовать для летних праздничных мероприятий
Проект скульптурной композиции «Ханбике Сузге» подготовили безвозмездно два профессора из Казахстана – художник-живописец Камиль Муллашев и архитектор Сагындык Жанболатов.
Стоит отметить, что личность Сузге-ханым в Казахстане почитается, как и в Тюменской области. Сибирскотатарскую ханбике здесь считают младшей дочерью правителя Казахского ханства Шигай-хана, родной теткой «салтана Казачьей орды» Ораз-Мухаммеда, который был пленен в Тобольске вместе с князем Сейдяком Тайбугином в 1588 году и впоследствии стал Касимовским ханом.
Среди жен и наложниц хана Кучума были представительницы разных уголков Дешти-Кипчака – и ногайские княжны, и дочери сибирских мурз и степных султанов. На другой дочери Шигай-хана был женат старший брат Кучума Ахмет-Гирей. Этот брачный союз был неудачным, и стоил жизни ханскому брату.
Юный Ораз-Мухамед после гибели своего отца Ондан-султана (старшего сына Шигай-хана) в битве с ойратами в 1585 году и последовавшего за этим поражением тяжелого периода в Казахском ханстве ушел в Искер к родственнику Кучум-хану. Дорога на конях из южных степей под Туркестаном, где был похоронен Ондан-султан, занимала месяцы, а иногда и годы, потому что зимой все движение прекращалось. Сотовых телефонов, чтобы сообщить о падении Сибирского ханства, тогда не было. И когда Ораз-Мухамед прибыл с отрядом к берегам Иртыша, он не застал ни дяди в Искере, ни тети в Сузгуне.
Была ли на самом деле Сузге младшей дочерью Шигай-хана – известно лишь одному Всевышнему. Во всяком случае так гласит википедия. Кроме того, на самопожертвование, предпочтение смерти плену, могла быть способна, как нам кажется, именно женщина ханских кровей, высокая особа с повышенной планкой о понятии чести и достоинства. Генплан участка. Справа асфальтовая дорога, слева – железнодорожные пути
Сегодня на площадках интернет много споров относительно исторических личностей. Потомки ордынцев спорят, какой национальности был Кучум – узбеком, сибирским татарином, казахом, каракалпаком, ногайцем? Споры порой перетекают в оскорбления. На самом деле Кучум, будучи чингизидом, мог претендовать по понятиям своей эпохи на престол любого ханства в Улусе Джучи от Искера до Бахчисарая. Одни потомки Кучума стали каракалпакскими султанами, другие – русскими дворянами. Ногайская княжна Сююмбике осталась в памяти народа казанской царицей, немецкая княжна Софья Августа Фредерика – российской императрицей, чингизидка Сузге – сибирской ханбике.
На прошедшей в Тобольске научно-практической конференции «Историческая судьба Искера» участники призвали тоболяков отдать свои голоса отважной сибирской царице. Иначе реализация проекта скульптурной композиции в Сузге-Туре может затянуться на долгие годы.
Просмотров: 627