ТАТАРСКАЯ ИСТОРИЯ на Самарской Луке

8Писатель, кандидат исторических наук Фаузия БАЙРАМОВА: «В истории Самарской Луки трудно найти сведения о татарах, будто бы они и не имеют к этой местности совсем никакого отно­шения. Учеными не изучается ни Золотоордынский, ни Казанский период Самарской Луки… так как это — ТАТАРСКАЯ история».

20-36-1bВ Самарском крае есть удивительно красивое, своеобразное и таинственное место, называется оно Самарская Лука. Это полуостров, образованный глубоким изгибом Волги — около двухсот километров в ее среднем течении. На нем раскинулись леса и горы, бездонные озера, чистые родники, быстротечные реки, глубокие ущелья. Знаменитые Жигулевские горы тоже расположены здесь. Ученые утверждают, что полуостров и горы существовали еще в ледниковый период, добравшись до этих мест, ледник каким-то чудом остановился. Именно поэтому только здесь можно обнаружить самых диковинных животных и растения, которых нигде в мире больше не существует. Они занесены в Красную Книгу и охраняются в заповедниках. Полуостров совсем невелик: с севера на юг он протянулся на 33 километра, с запада на восток – на 60 километров, самый узкий пролив составляет 2 километра…

Население Самарской Луки не­многочисленно, на полуостро­ве всего один город и около десятка сел. Жигулевск был построен только около 60 лет назад, во время возведения Куйбышевской ГЭС. А ведь были времена, когда полуостров в бук­вальном смысле процветал! История еще помнит, как тысячу лет тому назад в этих местах величаво стояли булгарские городища, татарские города. Здесь и по­ныне сохранились места древних курга­нов и городов. Самарская Лука, объятая полноводной Волгой, хранит память о наших предках — скифских и сарматских племенах, а также тюркских гуннах, ха­зарах, булгарах, помнит она и периоды Золотой Орды, Казанского ханства, за­воевания русских, нашествие Ермака, народные восстания Степана Разина и Пугачева…

3

Изученный в некоторой степени учеными Булгарский период Самарской Луки говорит о булгарах как о совершен­но отдельном народе, не имевшим отно­шение к нынешним татарам. В истории Самарской Луки трудно найти сведения о татарах, будто бы они и не имеют к этой местности совсем никакого отно­шения. Более того, есть все основания полагать, что и добулгарский, и после-булгарский период истории Самарской Луки остается неизученным именно в связи с татарским следом. Несмотря на это, укрепилась версия о том, что в 1236 году булгары были уничтожены вслед­ствие нашествия татар, в результате чего следы обоих народов здесь теряются. Однако эта версия не имеет историче­ской подлинности, так как доподлинно известно, что после объединения с та­тарами Булгары и другие города лишь вступают в фазу своего расцвета. То же самое можно сказать и о Муромском го­родке, являвшимся тогда столицей края на Самарской Луке: в 1236 году город вовсе не пришел в упадок, как об этом сказано в некоторых статьях, а, напротив — продолжил свое существование даже в периоды Золотоордынского и Казан­ского ханств. И жили в нём… ТАТАРЫ! В поисках этой исторической правды мне в последние годы пришлось побывать в Казани, Самаре, Жигулевске, порабо­тать во многих архивах и библиотеках, ознакомиться с очень редкими и ценны­ми материалами.

2

В конце концов, я нашла, что так упорно искала: на Самарской Луке, Муромском городке даже в период Ка­занского ханства жили татары! Об этом еще в середине 18 века писал академик Иван Лепехин. 23-24 мая 1769 года при изучении руин у села Валы он писал:

«…Кем укреплено сие место, запод-линно сказать не можно. Старожилые из предания объявляют, что тут до взя­тия Казани обитали Татара, а по взятия оные место сие оставили…» (Дневные записки путешествия доктора и Ака­демии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства 1768 и 1769 году. — Санкт-Петербург, при Императорской Акаде­мии наук. 1771, стр. 337.)

Но ученые более позднего перио­да слово «татары» заменили словом «люди», в итоге получилось, что в Му­ромском городке близ села Валы наш народ проживал лишь в период Бул-гарского государства. По утверждению большинства историков, якобы после монголо-татарского нашествия в 1236 году Муромский городок был уничто­жен и больше не восстанавливался.

Почему же современные ученые оставили без внимания слова акаде­мика Лепехина о татарах, более того, слово «татары» было заменено словом «люди»? По нашему мнению, всех удов­летворяла версия об уничтожении тата­рами-монголами древних булгар и их городов. Этим утверждением историки убили двух зайцев: во-первых, татаро-монгольским племенам было поставле­но клеймо разрушителей, уничтожите­лей булгарских племен. Во-вторых, они скрыли факт господства татар на Самар­ской Луке и Муромском городке даже в период Казанского ханства. Для чего это нужно? Да потому что, если, соглашаясь с Лепехиным, писать о проживании та­тар на Самарской Луке и в Муромском городке в период Казанского ханства, то следом придется объяснять и причину их исчезновения.

Некоторые краеведы, в большей части конечно татары, всё же пишут о существовании жизни в Муромском го­родке и после 1236 года. «Разрушенный во время монгольского нашествия в се­редине 1236 года Муромский городок не прекратил существование, однако роли важного экономического и обще­ственного центра, как прежде, уже не играл», — пишут они. (Шамиль Галимов. Счастье жить на земле предков. //Самар татарлары, 2012, №1, декабрь, стр.8.). Автор, основываясь на трудах Лепехина, утверждает о проживании здесь людей (татар. — Ф.Б.) до середины 16 века. Да­лее следы татар теряются…

Руины Муромского городка изуча­ются современными учеными и сегодня, но более-менее археологически изучен­ной на сегодняшний день остается лишь одна десятая часть его территории. Остаются неизвестными места располо­жения прежней Соборной мечети и дру­гих мечетей-медресе, которых в Муром­ском городке было немало. Основная же цель нашей статьи — доказать бога­тую историю тюрко-татар на Самарской Луке, в том числе Муромском городке, и их проживание здесь до начала 17 века. Мы постараемся сделать это, основыва­ясь на трудах ученых и краеведов, рабо­тавших здесь до нас.

Изучение Самарской Луки и руин Муромского городка началось с Ивана Лепехина в середине 18 века, далее это дело продолжил Петер Паллас, в 19 веке в изучении края приложил большие уси­лия государственный и общественный деятель Владимир Поливанов. Удиви­тельно, но в трудах этих ученых слово «татары» не сокрыто. По их собствен­ным утверждениям, они наиболее до­стоверно пытались раскрыть подлинную историю Самарской Луки. Историки, работавшие после вышеназванных уче­ных, руководствовались в основном тру­дами своих предшественников, однако факты и суждения о татарах в них уже не встречаются.

В самом начале хочу внести яс­ность в географические названия. В се­редине 18 века в научной литературе не существовало терминов «Самарская Лука», «Муромский городок», «Жигулев­ские горы». Самарскую Луку называли «Остров» или «Островок». А руины Му­ромского городка изучались в связи с близлежащим селом Валы. Историки пишут, что название «Муром» связано с одноименным племенем, когда-то на­селявшим эти места. Существуют еще варианты «Мауремане», «Мурмани», «Муран». Может быть, это самоназва­ния древних буртас-мишар. А татары же Жигулевские горы называют «Уртэбэ», расположенный недалеко Царев курган — Сары Олы Тау (Большая Желтая Гора). По историческим данным, там похоро­нен великий татарский правитель Ма-маон. И у Муромского городка (ныне на татарском языке звучит «Мурмэн») есть вариант «Мэрж;эн», но и это до конца не выяснено.

Иван Лепехин древние руины у села Валы «Муромским городком» не называет, а говорит об этом в разделе «Древнее при селе Валах укрепления»: «Село Валы наименование свое имеет от древнего укрепленного места, — пи­шет он. — Оно находится верстах в трех между оным селом и селом Жигули-хою». Он побывал также в селе Касты-чи, расположенном в 20 верстах от села Печерское, и записал: «Село Кастычи весьма пространно, и живут в нем госу­дарственные крестьяне; а в старину сие место принадлежало Волжским нагор­ным Татарам. Татарские обиталища вид­ны еще и по сие время остатки, которые состоят из каменных разваливавшихся стен. Числом их только три», — пишет он. Значит, были у татар свои крепости и здесь.

Петер Паллас место древнего горо­дища близ села Валы назвал «татарским шанцом». Он обратил внимание на два курга­на близ села Севрюкова на Самарской Луке, где языческие чуваши, и выдвинул предположение о возможном захоронении там татар.

Но   ученым, наиболее досконально изучившим Самарскую Луку и связанную с ней татарскую исто­рию, несомненно, является археолог и краевед Владимир Николаевич Поли­ванов. В 1900 году был опубликован его труд «Археологическая карта Симбир­ской губернии», в которой содержится подробное описание мест древних горо­дищ, пристанищ, курганов, рвов, пещер, а также ценных находок, найденных в Симбирском, Сенгилском, Сызрань-ском, Буинском, Алатырском, Ардат-ском и Курмышском уездах. Именно он вводит в обиход название «Муромский городок», относя его местам близ Волги, что создает впечатление о существова­нии здесь целых двух древних городов. Поливанов, как и Лепехин, отмечал, что в древнем городке близ сел Валы и Жигули в период Казанского ханства проживали татары: «Местные старожи­лы по преданию передают, что на этом месте, около сел Жигулихи и Валов, до взятия Казани жили татары, которые по­сле падения Казанского царства куда-то ушли», — пишет он.

Эти сведения для нас чрезвычайно важны, так как булгаро-монголо-татар-ская битва за Муромский городок все эти годы оставалась в центре внимания русско-татарских (булгарских) истори­ков, а версия о том, что жизнь после этой битвы в этих краях остановилась до последнего времени оставалась основ­ной. «В 1236 году Муромский городок на Самарской Луке разделил трагиче­скую участь других городов Волжской Булгарии, — пишут они. — Он был полно­стью разрушен и сожжен войсками Бату-хана… Вместе с древним булгарским городом были стерты с лица земли и все окрестные села. После этой траге­дии Муромский городок уже не возро­дился. Чудом уцелевшая часть местного населения покинула Самарскую Луку и расселилась в других местах». (Дмитрий Сташенков. Трагедия древнего города // Наследие Волжских булгар. — Казань-Са­мара, 2013, стр.136-137.).

Археолог Анна Кочкина, долгие годы ведущая раскопки в Муромском город­ке, утверждает то же самое. «Со времен монгольского нашествия в районе Му­ромского городища никто не жил», — пи­шет она. (Наследие Волжских булгар…, стр.137.). Парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что все эти ученые и историки, знакомые с вышеупомянуты­ми трудами Лепехина и Поливанова, ни при каких обстоятельствах не хотят признавать факт проживания здесь ТАТАР в период Казанского ханства и, напротив, -всячески культивируют теорию об опу­стошении и исчезновении города с их приходом. Почему так? Вопрос остается открытым.

При изучении научных материалов о Муромском городке я обнаружила еще одну нестыковку. Так, В. Поливанов пишет о существовании близ села Валы одного древнего городища, а недалеко от Волги — другого, под названием Му­ромский городок. «Село Валы получило свое название от древнего укреплен­ного места, которое находится между названным селом и селом Жегулихою, — пишет он. — В северо-восточной сто­роне от села Валов тянутся Яблонные волжские горы, параллельно с которы­ми идет глубокий буерак. К этому буера­ку примыкает городок четырехугольной формы, длиною 200 сажен и шириною около 100 сажен. Городок окружен с се­веро-западной и юго-восточной сторо­ны тоже оврагами, а с южной стороны, обращенной к селу Валы, — тремя высо­кими валами с глубокими рвами. Из них средний вал всех выше. Валы проведе­ны не по прямой линии, а полукругом. Овраги, с которыми соединяются валы, продолжаются далее до Волги верст на десять, где и оканчиваются также город­ком, названным местными жителями «Муромским». Этот городок расположен недалеко от Волги на одной из Яблоно­вых гор».

По утверждению Поливанова, близ Валов находилось место одного древ­него городища, а другой город распо­лагался на берегу Волги и назывался он «Муромский городок». Выходит, руины у села Валы, изучаемые учеными под тем же названием-«Муромский», являются руинами совсем другого городища. Так следует ли искать настоящий «Муром­ский» у берегов Волги? Возможно ли, что Муранское захоронение или остатки города Междуреченска в былые време­на назывались «Муромским городком»?

В этом труде Поливанов описал историческое местонахождение многих сел Самарской Луки. Ученый подробно остановился на могильнике села Му-ранка, расположенного на берегу реки Уса. По приказу Императорской Архео­логической комиссии он сам руководил этими археологическими раскопками. Часть 700 могил, относящихся к 14 веку, то есть к Золотоордынскому периоду, принадлежат мусульманам-татарам. В могиле, где был похоронен всадник с конем, нашли татарские монеты. В других погребениях также обнаружили много татарских монет. В 1889 году не­далеко от Муранского могильника был обнаружен надмогильный камень с арабской надписью. По мнению автора, некогда на этом месте стоял городище площадью в 70 десятин.

«На поверхности этой площади встречается немало черепков глиняной обожженной посуды с рисунками, же­лезной гари, прясел, кусков кирпича, — пишет Поливанов. — В большом числе попадаются также татарские монеты XIV века. Здесь на середине острова на­ходилось небольшое каменное здание неопределенного назначения, с камен­ным полом и такими же из дикаря сте­нами, плотно сложенными на извести». Поливанов пишет и об обнаруженном квадратном «татарском кирпиче» как из Сарая, и о минарете мечети, которая, по словам местного населения, еще не­давно стояла здесь. «За селом Подгоры в долине, называемой «Мордовская по­ляна», есть признаки городка, имеюще­го в окружности 160 сажень, — пишет он. — В этом городке в 1895 году было най­дено 120 татарских золотоордынских серебряных монет XIII и XIV веков». Из­учая горы и пещеры у села Переволок, Поливанов называет найденные здесь древние руины Татарским городищем. «В переписных и межевых книгах по Самарскому уезду 1672 года описанное укрепленное место называлось Татар­ским городищем», — пишет он.

Поливанов также побывал в селе Кастычи и описал древнюю татарскую кре­пость. «Среди села Старых Костычей на площади, где ныне стоит церковь, вид­ны следы бывшего здесь некогда татар­ского каменнаго укрепления, — пишет он. — В старину место это принадлежало волжским нагорным татарам.» Полива­нов также сообщает, что совсем недале­ко от этого села расположен и татарский могильник.

Основываясь на трудах ученых про­шлого века, современные краеведы пи­шут и о нахождении на Самарской Луке летних станов Золотоордынских ханов. «Некоторые исследователи (например, М.Иванин, 1875) указывают, что здесь была летняя ставка ханов Золотой Орды, «паслись бесчисленные стада, и кочева­ло множество народу», — пишут они. (И. Павлович, О. Ратник. Тайны и легенды волжских подземелий. — Самара, 2003). Здесь речь идет о труде М.И. Иванина «О состоянии военного искусства у сред­неазиатских народов при Тамерлане», напечатанном в 1875 году.

Как мы видим, ученые 18-19 вв. в освещении истории татар на Самарской Луке своим пристрастием в суждениях и сокрытием нежелательного очевидного тогда ещё не славились. Ведь тогда ещё история писалась такой, какой она была и ещё не «было принято» называть «та­тар» «булгарами». В 20 же веке, особен­но в советский период, тема истории татар на Самарской Луке сделалась не актуальной, а ворошащее прошлое сло­во «татары» повсеместно и преднаме­ренно заменилось на «булгар». И, хотя, исторических и археологических памят­ников Булгарской и Золотоордынской эпох здесь поровну — по 50 на обоих, недостаточную изученность татарской истории на Самарской Луке современ­ные ученые объясняют тем что, эти ме­ста около двух веков оставались забро­шенными:

Новая история Самарской Луки для «новоиспеченных» историков начинает­ся приблизительно с середины 16 века — т.е. с падения Казанского ханства и связанного с этим переселения на полу­остров русских. В этой «новой» истории татар просто нет, история начинается булгарами и заканчивается русскими, огромнейший же пласт посередине -татарская история полуострова просто отсутствует, что, конечно же, неверно.

Неверно и то, что Самарская Лука якобы пустовала целых два столетия в ожида­нии заселения русскими. Жизнь на полу­острове продолжалась всегда. И если в период Казанского ханства татары здесь процветали, строя целые городища, что отмечено как у Лепехина, так и у Поли­ванова, то даже с падением Казанского ханства народ отсюда никуда сразу не исчез.

Другим краеведом, написавшим в 1930-1950 гг. весьма популярные в народе книги о Самарской Луке стал М.А. Емельянов. В наших руках две его научно-популярные книги — «Жигули и кругосветка (Куйбышев, 1938) и «Са­марская Лука и Жигули» (Куйбышев, 1955). Особого внимания заслуживает описание им жизни на Самарской Луке после завоевания полуострова русски­ми. Пытаясь обойти стороной татаро-булгарскую историю изучаемого им края, М. А. Емельянов в самом начале своего исследования пытается пойти другой тропою, которая при описании самого Муромского городка всё же вы­водит его на татаро-булгарский след. «Раскопки, произведенные в 1929 году, показали, что городок этот относится к типу булгарских городов XIII века», — пи­шет он.

В обеих своих книгах М. А. Емелья­нов указывает на существование неког­да в центре Муромского городка крем­ля, говорит о существовании здесь как каменных зданий, а также глиняных и деревянных построек. «Муромский го­родок погиб около 700 лет назад, при движении татар на запад, разоривших до основания булгарское царство», -пишет он. Неужели М. А. Емельянов со­всем не был знаком с трудами Лепехина и Поливанова, которые писали о прожи­вании татар на этой территории ещё в период Казанского ханства?!

Возникновение села Валы автор связывает с монахами. «С 1660 года Са­марская Лука переходит во владения монастыря Саввы Сторожевского, по­сле чего начинается усиленная коло­низация ее, — пишет он. — …Основания Валов связано с периодом пребывания на Самарском Луке монахов Саввин­ского монастыря, которые здесь имели свою вотчину». Опираясь на данные Усольской летописи, М. А. Емельянов делает заключение, что село Валы ос­новали люди, прибывшие со стороны Малыкла, но, по нашему мнению, к их приходу здесь уже проживали татары — переселенцы из Муромского город­ка. Древнее городище близ чувашского села Кармалы, которое нынче известно больше как Кармалинское городище, М. А. Емельянов относит к булгарскому периоду и приводит его старинное на­звание — «Хуладу».

Из труда М.А. Емельянова можно почерпнуть достаточно информации о жизни на Самарской Луке после заво­евания полуострова русскими. Так, мы узнаем, что уже в 1557 году сюда был направлен отряд атамана Ляпуна Фи­лимонова, якобы таким образом Иван Грозный пытался обезопасить здеш­них ногайцев! Этому, однако, не верит и сам автор: «Конечно, русскому царю хотелось не столько оберегать ногаев, сколько закрепить за собою захвачен­ные в Поволжье земли, — пишет он. — В 1614 году сюда был отправлен отряд в 500 стрельцов, с наказом построить укрепленный пункт в том месте, «где переволочатся с Волги на Усу-реку».

На месте нынешнего города Жигулевска раньше было расположено село Моркваши. В трудах Палласа оно упо­минается как Маркауш. По мнению уче­ных, этот населенный пункт тоже имеет корни булгарской эпохи, а наименова­ние Моркваши оно получило еще в 17 веке. «По преданиям, Моркваши осно­ваны булгарами еще в XIII веке, — пишет Емельянов. — Исторические данные под­тверждают, что село Моркваши извест­но под этим названием с XVII века».

В первой книге М.А. Емельянова имеются записи о существовании на Самарской Луке Ханского оврага и про­бивающегося из него Ханского источни­ка. Выходит, здесь также жили и ханы? Во второй его книге также содержится информация, касающаяся истории та­тар. Автор отмечает, что ещё в 9 веке Самарская Лука полностью принадле­жит древним булгарам: «В I Х- XIII веках Самарская Лука входила в Болгарское царство, что подтверждается открытием археологической экспедиции под руко­водством профессора В.В. Гольмстен в 1923, 1928 и 1929 годах остатков ряда поселений, относящихся к этому перио­ду: на Лысой горе — у села Морквашей; на Белой горе — у села Подгор; на горе Ош Панда Нерь — у села Шелехмети».

Емельянов пытается дать объясне­ние происхождению названия «Муром­ский городок», связывая его с русским мифическим героем Ильей Муромцем. «В период Болгарского царства самым крупным центральным поселением на Самарской Луке был Муромский горо­док, — пишет он. — … Легенда, рассказы­ваемая местным населением о том, что русский богатырь Илья Муромец в бит­вах уничтожил здесь целый татарский город, видимо, и послужила основани­ем к наименованию городка».

Если читатель обратил внимание -речь идет об уничтожении русским бо­гатырем ТАТАРСКОГО города, и ни о бул­гарах, и ни монголах речи нет! Следует полагать, что в основе данного факта может скрываться и истина, иначе в на­родном фольклоре бы ей не ужиться …

М.А. Емельянов подробно останав­ливается на описании Муромского го­родка:

«Площадь городка по окружности была около восьми километров, — На плане он имел форму овала, длинная ось которого превышала три киломе­тра… В центре городка находилась крепость- кремль с внутренним валом. Во время своего рассвета городок имел каменные здания довольно сложной архитектуры, постройки общественного значения». Далее автор подробно пере­числяет местные находки, сообщает о том, что городское население вело до­бротную оседлую жизнь. И, конечно же, причиной разрушения этой счастливой жизни он называет … татар-монгол. «Случилось это в 1236 году, — пишет он. — Огромные орды татаро-монгольских племен под предводительством внука Чингисхана Батыя двигались из Азии в Европу. На своем пути они опустошали земли, грабили и сжигали города и села. Мужчин уничтожали, женщин и детей забирали в плен. Это было страшное нашествие. Все Болгарское царство под­верглось разорению и опустошению. После разгрома Болгарии татаро-мон­голы напали на Русь. Образовали в Вос­точной Европе так называемую Золотую Орду. Двести сорок лет длилось нена­вистное татаро-монгольское иго».

45

Именно такая лживая история о татарах преподается и изучается по­всюду: тысячу лет назад на Самарской Луке жили булгары, но с пришествием и завоеванием этих земель дикими тата­ро-монголами и сами булгары, и их го­рода были стерты с лица земли вместе со всей их тысячелетней историей. Но у любого, мало-мальски рассуждающего человека должен возникнуть вопрос: кем же тогда являются проживающие сегодня в Самарском крае татары — не­ужели более поздними переселенца­ми? Но ведь они утверждают, что яв­ляются потомками древних булгар. А раз потомки — значит, булгары тогда не исчезли, а сохранились и продолжили свое существование но уже как «тата­ры»… Как бы там ни было, говорить об этом с татарами, называющими себя булгарами, и, тем более с русскими -бесполезно, так как и те, и другие нена­видят исторических татаро-монгол про­сто по определению… Именно поэтому Золотоордынский и Казанский период истории Самарской Луки и Муромского городка остается искусственно не изуча­емым, а татаро-монгольские завоева­ния и исторические татары везде здесь упоминаются лишь в негативном свете.

М.А. Емельянов при описании села Валы, что близ руин Муромского город­ка ссылается на результаты самых по­следних исследований. В частности, он обращается к книге Д. Н. Садовникова, выпущенной в 1872 году: «В своих путе­вых очерках 1872 года «Жигули и Усолье на Волги» Д.Н.Садовников так описыва­ет эти места: «Окружность татарского укрепления, лежащего вправо от боль­шой дороги (если ехать из Валов в Жи-гулиху) — в несколько верст… В народе прежними обитателями слывут и татары и разбойники…»

Значит, ещё в конце 19 века, когда Садовников работал над этой книгой, древние руины близ села Валы назы­вали «татарским укреплением», а от­носительно того, что и раньше здесь жили именно татары, никто тогда не со­мневался. Однако в советский период стала всячески продвигаться булгарская версия истории Самарской Луки, что вы­черкнуло татар из доброй истории горо­дища навсегда…

В свое время написала статью о Царевом кургане. Большинство ученых связывают его историю с булгарской и татарской историей, однако мало кто пытается хоть как-то докопаться до ис­тины. Сегодня же этот исторический памятник превратился в место покло­нения русских: на вершине кургана се­годня — крест, у подножья — часовня, и ничем татарским здесь нынче даже не пахнет. Я неоднократно убеждалась в чуждости и ненужности здесь татар­ской истории. И сами татары ведут себя странно: прикрываясь булгарским зна­менем, пытаются принизить прошлое своих исторических предков. Учеными не изучается ни Золотоордынский, ни Казанский период Самарской Луки… так как это — ТАТАРСКАЯ история. И ос­новная версия истории здесь такова: булгарские города и самих булгар унич­тожили татаро-монгольские нашествия. Что касается потомков булгар — татар, живших здесь до самого падения Казан­ского ханства — их места в истории никто даже и не отслеживает.

6

Жизнь в Самарском крае, на Самар­ской Луке в частности и во всем По­волжье в общем, находилась на пике своего расцвета именно в Золотоордынскую эпоху, а в период Казанского ханства продолжала свое процветаю­щее существование. А с середины XVI века начинается новый этап в истории Среднего Поволжья — в составе Русского государства». Татары и татарская жизнь на Самарской Луке процветали вплоть до самого взятия последних татарских государств в Поволжье — Казанского и Астраханского ханств и последовавшего за этим нашествием русских!

Следует отметить также и то, что Самарская Лука и Муромский городок, нашими казанскими учеными и столич­ными булгаристами специально не из­учаются, представляя и для тех, и для других исключительно теоретический интерес. Земля древнего городища сегодня принадлежит национально­му парку «Самарская Лука», а также близлежащим селам, что, тем не ме­нее, не мешает «черным копателям» вести здесь свои исследования и свой бизнес. Правда, самарские археологи тоже ведут раскопки, но и они не могут противостоять давлению и нападкам извне.

Жигулевский городской краеведче­ский музей вышел с инициативой о соз­дании на территории исторического Му­ромского городка музея под открытым небом. Научно-практический семинар «Музей под открытом небом на терри­тории «Муромского городка», в котором я тоже участвовала, прошел 9 июня 2013 года в здании краеведческого музея г. Жигулевска. Также присутствовали и выступили: кандидат исторических наук, заведующая археологическим отделом Самарского областного музея, археолог, более 20 лет ведущая раскопки на месте Муромского городка и написавшая на эту тему десятки научных трудов Анна Кочкина (Самара); директор краевед­ческого музея г. Жигулевска Светлана Игошина; представитель Жигулевского городского округа, исполняющий обя­занности заведующего отделом культу­ры, наш соотечественник Марат Расулев; кандидат биологических наук, прези­дент организации «Парквей», оказыва­ющей помощь национальным паркам Юрий Рощевскии (Тольятти); кандидат исторических наук, доцент Российского государственного университета туризма и сервиса Михаил Кржижевский (Сама­ра); председатель историко-культурного фонда «Булгарское наследие», извест­ный бизнесмен Гумер Батыршин (Са­мара); президент татарского общества «Туган тел» Самарской области, доктор экономических наук, профессор, банкир Ильяс Шакуров (Самара); председатель татарской национально-культурной ав­тономии г. Тольятти, предприниматель Рауф Кирасиров; председатель татар­ской национально-культурной автоно­мии г. Жигулевск Ирек Шарафутдинов и другие.

В своем выступлении я высказа­ла пожелание, чтобы на эту тему было написано как можно больше художе­ственных произведений и научно-попу­лярных трудов, дабы народ лучше знал свою древнюю историю.

7

Выступающие на семинаре совер­шенно не коснулись татарской темы, но обойти булгар все же не смогли. К теме мусульманства все подошли крайне осторожно. Выступая, Юрий Рощевскии призвал к созданию в Муромском го­родке музея под открытым небом без причинения урона природному ланд­шафту и окружающей среде. Он также озвучил одну достойную вни мания мысль, но, к сожа лению, не стал её раз вивать. Историк Анна Кочкина сетовала на отсутствие на Самар­ской Луке системы исторических запо­ведников, выразила крайнее недоволь­ство «черными копа­телями», подчеркнув незащищенность и особую уязвимость этих мест. Анна Кочкина добавила, что на сегодня в Са­марской области нет ни одного специа­листа, способного работать по тематике Волжской Булгарии.

Бизнесмены и общественные дея­тели Гумер Батыршин и Ильяс Шакуров выразили готовность оказать проекту Муромского городка материальную поддержку, а также организацию гран­тов для желающих вести здесь исследо­вания. Одним из обязательных условий для соискателя гранта должна быть бул­га ро-татарская тематика его исследова­ний, мусульманские признаки в которых должны находить свое самое прямое отражение. Далее татарская обществен­ность Самары сделала обращение к руководству Татарстана, институту исто­рии им. Ш. Марджани, а также к мест­ным руководителям оказать содействие при создании проекта Муромского го­родка. Подтверждая их слова, историк Михаил Кржижевский высказался о необходимости обращения внимания к этническому туризму. После показа презентации на тему «Музеи под откры­тым небом», директор музея Светлана Игошина обратилась к татарам: «Ваше стремление к глубокому изучению сво­ей истории, бережное отношение к ней достойны восхищения».

Затем участники семинара и гости посетили место Муромского городка, расположенного недалеко от Жигулев­ска. Разговор продолжился и здесь, а закончился он традиционным пловом с чаем.

…На Самарской Луке я жила на рас­положенных чуть поодаль от Жигулев­ска Яблоновых горах, у Илгизы апа Фат-хетдиновой. Верующая мусульманка, совершающая намаз, она очень госте­приимно и тепло приняла меня, пусть Аллах вознаградит ее за это! Из окон с пятого этажа открывается пре­красный вид на горы, а там липы в цвету, день и ночь щебечут птицы. Невыразимая перво­зданная красота, чи­стота, блаженство. По словам местных жителей, здесь, над Волгой, летом можно наблюдать удивитель­ное явление — мираж. Оказывается, это-отраже­ние белокаменного городища, расположенного на зеленом острове и окруженного горами… Круглый город окружен белыми каменными стенами, в центре города — роскошные дворцы и Соборная мечеть, возвышающаяся до небес. Город целиком в минаретах со сверкающими полумесяцами… Кача­ясь на волнах миража, они рассыпают по голубой глади Волги свои изумруд­ные лучи. На окраине города располо­жились высокие каменные дома, но они пусты, там никто не живет, город мертв…

Этот безымянный, безлюдный, без­дыханный город — булгаро-татарский Муромский городок, который из исто­рического превратился в город-мираж, город-призрак.

Это величавое и жутковатое явле­ние, появившееся над Волгой, у Самар­ской Луки, — мираж, призрак великой истории татар.

Но эта история — наше прошлое, наша жизнь. И она займет свое достой­ное место в истории будущего, Иншаллах! И мы, татары, ради этого сделаем все!

Фаузия БАЙРАМОВА,
писатель, кандидат исторических наук.

Журнал «Самарские татары».

Просмотров: 8577

9 комментариев

  1. Тоже мне, нашли кого слушать?!!!
    Она чужие деньги отрабатывает! Деньги националистов!

  2. Думаете «отчего все это скрывалось» ? Распространяли ложную историю про татар ? про якобы уничтоженных болгарах и прочих ?…
    Все просто, целенаправленно разжигали неприязнь к татарам к их (нашей) истории, к самоназванию «Татар», а взамен пропагандировали «про «»добрых» «булгарах».. которые мол кормили руских бесплатно хлебом, когда руские глодали….. А татары напротив только грабили убивали, насиловали… хотя все это выдуманный миф, Но как вы знаете многократно повторяемый ложь становится «истиной»… И многоие татары поверили, стали отказыватся от своего гордого, славного имени, стали выходит-женится замуж за «великих» или «старших» .. иначе стеснятся своей нации, языка, происхождения… Не потому ли татары которые до 1913 года по численности были больше чем узбеков ! С тех времен, за сто лет они стали на 12 раз больше стали а татары только на 1,5 раза, и даже по последним переписям они уменьшились по сравнению с предыдущей переписи. Вот и думайте…. а сегодня татар

  3. Нушы уб..лы карчык кына житмэгэн иде монда! Буталып йери инде бетен жирдэ!

    • Урыс «бишенче колонасы» булган болгаристлыгыңны ачып салдың ! Мында дөреслек язылган !

    • Zamil син кемне хурлысың ам ауз?

  4. Переломить в одночасье общественное мнение и стереотипы невозможно. Отрадно, что уже многие наши соплеменники не стыдятся называть себя татарами. Но ещё много сил, времени и средств надо, чтобы восстановить историческую правду.

  5. Фаузия апага бик зур рехмет хем куп еллар тормыш. История Золотой Орды, раскопки, памятники и т.д. — принесут немалые деньги от туризма, в том числе в бюджет области. А на объективную историю нельзя обижаться, ее надо знать.

  6. Коран запрещает ростовщичество. Сура 2 аяты 275-277. Любое упоминание об исламе — это зубная боль для некоторых))). Хотя банковская деятельность и проведение расчетов необходимы. Можно обойтись и без процентов. Что демонстрируют банки, работающие без процентов.

  7. да отчего все это умалчивалась …..