Педагогическая поэма

Сатдаровы.

Сатдаровы.

Супружеская чета Сатдаровых много сделала для села Теплый Стан Елховского района. Оттого и не забывают этих людей односельчане.

Мадиня Сатдарова

Мадиня Сатдарова

Здравствуй, Мадиня!

Весть, что приехала новая учи­тельница, быстро облетела Теп­лый Стан. Вот ведь и немалень­кое было село, тысячи на полто­ры жителей, но все здесь друг друга знали. А тут — шутка ли: и ученая, и молоденькая, да еще и красавица.

Стоит ли говорить, что у холо­стяков закружились головы? И хотя их было не шибко много — стоял 1944 год, но под окнами 20-летней учительницы частенько прохаживались кавалеры. Одним из них был Гали Сатдаров — па­рень видный, к тому же отличный танцор. Ему и отдала приезжая красавица сердце.

Впрочем, скорее всего не толь­ко внешность жениха сыграла решающую роль. Ведь он был сыном одного из двоих по-насто­ящему грамотных теплостанцев, а потому, естественно, по срав­нению со своими сверстниками интеллектуально был более раз­вит.

Выпуск 1944 года Камышлинского педучилища.

Выпуск 1944 года Камышлинского педучилища.

Сельский учитель

Отец Гали, Ахметсафа Сатда­ров, был человеком неординар­ным. Участник русско-японской войны, он был награжден георги­евским крестом, чем очень гор­дился.

Его грамотность вызывала у односельчан огромное уважение. Самые важные бумаги просили писать только его. Мало того что у него был четкий каллиграфи­ческий почерк, так он еще и вели­колепно знал русский язык, кото­рый необходим любому челове­ку, если он живет в России. Это отношение передалось от него и Гали.

А когда Мадиня стала убеж­дать молодого супруга, что бу­дет неплохо, если он станет учи­телем, тот решил: поскольку ему нравятся русский язык и русская литература, то именно они долж­ны определить его педагогичес­кую карьеру. И поступил в то же Камышлинское педучилище, ко­торое окончила она. А уже буду­чи отцом двоих детей, с отличием окончил Мелекесский пединсти­тут.

Ну а Мадиня, по диплому учи­тельница младших классов, вела не только младшую ступень. Ког­да школа осталась без препода­вателя математики в пятых-седь­мых классах, освоила программу и преподавала этот предмет во всех классах теплостанскои се­милетки.

Гали абый уходит в армию

Сатдаровы.

По его методикам можно учить до сих пор

Время неумолимо. Уже нет сре­ди нас четы педагогов Сатдаровых, оставившей добрый след в памяти тысяч людей — и ровесни­ков-односельчан, и тем более учеников. Количество их за почти сорок лет педагогической дея­тельности Гали и Мадини сложно подсчитать.

А многие учителя национальных школ до сих пор пользуются ме­тодиками Г.А.Сатдарова.

- Таких, как он, мастеров-пе­дагогов в татарских школах было немного, — вспоминает бывший заведующий кабинетом нацио­нальных школ Самарского ин­ститута повышения квалифика­ции работников образования М.Ш.Нуртдинов. — Ведь препода­вать русский язык и литературу в национальных школах очень не­просто. Поскольку главный прин­цип обучения неродному языку коммуникативный, то при нем основное внимание уделяется ус­тной речи, расширению словар­ного запаса. Поэтому две трети урока Сатдаров отдавал именно разговорной речи. Новые рус­ские слова он объяснял русскими же, как это делается в любом толковом словаре, подбирал си­нонимы, антонимы. И то, что жи­тели Теплого Стана хорошо го­ворят по-русски, во многом имен­но его заслуга.

Я часто бывал на его уроках, изучал его опыт. Он делился сво­ими наработками и на семинарах в Кошкинском районе, к которо­му тогда относился Теплый Стан, и в области. Его методические разработки входили в печатные сборники по опыту преподавания русского языка, по ним можно учиться и сегодня.

Гали Сатдаров.

Гали Сатдаров.

«Мы никогда не чувствовали себя брошенными»

Семьи педагогов — это, как пра­вило, личные педагогические про­блемы. Потому что, вечно заня­тые чужими детьми, родители забывают о собственных.

У Сатдаровых было с точнос­тью до наоборот. Сын и дочка никогда не оставались без при­гляда родителей, никогда не без­дельничали, а в школе   отец с матерью никогда не давали им никаких поблажек.

Для Шамиля и Марии они были примером трудолюбия, любви и к своей профессии, и к людям. Оттого сестра пошла по их сто­пам, и родители этим были очень довольны. Шамиль выбрал меди­цину. И наверняка потому, что опять-таки именно родители очень много и уважительно рас­сказывали о врачах.

Он не умел сидеть без дела

Выйдя на пенсию, Сатдаровы перебрались в Самару, к сыну. Но если Мадиня-апа все больше хлопотала по хозяйству, помо­гая невестке растить внука и внучку, то Гали Ахметович и в городе был при ответственном деле. Настолько хорошо осво­ил арабский язык, что обучал ему всех, кто хотел самостоя­тельно читать Коран. Он был и в «оргкомитете» по строительству в Самаре новой мечети. И хотя Гали Ахметович трагически по­гиб десять лет назад, единовер­цы его хорошо помнят и часто вспоминают.

Проводы  Ибрагим абый на Ногайском тракте в Теплом Стане, 1966 (1) (1)

Сатдаровы с родственниками.

* * *

…Бегут годы, серебром покры­вая виски бывших учеников педа­гогической четы Сатдаровых. Но не забывается время, проведен­ное в стенах школы Теплого Ста­на. Живет память о настоящих Учителях.

Татьяна ХАРИТОНОВА.

Снимок из семейного архива Ш.Сатдарова.


КОНТЕКСТ:

Неоконченная музыка жизни

Просмотров: 2868

Один комментарий

  1. Несколько лет начиная с 1988 г. с благословения Вагиза-хазрата Яруллина в старой мечети Гали бабай обучал нас, целую группу мужчин арабской графике, затем таджвиду. Заодно научил читать татарские тексты арабскими буквами. По воле Щедрейшего Аллаха, благодаря педагогическому таланту Гали бабая мы, шакирды, научились читать священный Коран, дореволюционные татарские книги. Аллах Субхана Тааля пусть наградит Гали бабая за все благие деяния.