Рафаэль Хакимов: «Стратегия догоняющей республики ущербна и безнадежна изначально…»

17613b8a5bd8a9ccЗачем Татарстану своя идеология? Часть 5

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов продолжает цикл колонок «Зачем Татарстану идеология?». Сегодня колумнист представляет вниманию читателя пятую часть записок, составленных для «Реального времени».

«Большинство идеологов не затрагивают категорию «дух народа»

Многие идеологические сюжеты вращаются вокруг трактовки либеральной демократии, рыночной экономики, прав человека и национального вопроса. Однако существует один «тонкий», философский вопрос о «духе народа», который либералы обходят, считая достаточным говорить о правах человека, а державники все сводят к русской удали.

Раньше было модно говорить о душе народа, что близко к понятию «народный дух». Известный французский писатель Эрнест Ренан это выразил так: «Нация — это душа, духовный принцип. Две вещи, являющиеся в сущности одною, составляют эту душу, этот духовный принцип. Одна — в прошлом, другая — в будущем. Одна — это общее обладание богатым наследием воспоминаний, другая — общее соглашение, желание жить вместе, продолжать сообща пользоваться доставшимся неразделенным наследством. Человек, милостивые государи, не появляется сразу. Нация, как и индивидуумы, это результат продолжительных усилий, жертв и самоотречения. Культ предков — самый законный из всех; предки сделали нас такими, какими мы являемся в настоящее время. Героическое прошлое, великие люди, слава (но истинная) — вот главный капитал, на котором основывается национальная идея. Иметь общую славу в прошлом, общие желания в будущем, совершить вместе великие поступки, желать их и в будущем — вот главные условия для того, чтобы быть народом. Любят пропорционально жертвам, на которые согласились, пропорционально бедам, которые пришлось перенести». Конечно, это скорее литературное описание, нежели научное определение, но такое понимание характерно для позитивного общественного сознания, хотя для нашего времени более присущ циничный подход.

Большинство идеологов не затрагивают трудно определяемую категорию «дух народа», предпочитая термины «ментальность» или «идентичность». На самом деле, обсуждать столь эфемерное понятие вроде бы выглядит несерьезно, хотя многие любят рассуждать о духовности, имея в виду религию. Если говорить о вере, то это куда ни шло, но религия — это вотчина клерикалов, чьи интересы далеко не всегда совпадают с духовностью. Нет монополии на духовность. Книги, фильмы, опера, да и обычная эстрада тоже наполнены духовностью. Конечно, существуют поделки вроде «мыльных опер», но в любом случае в литературе и искусстве духовности гораздо больше, чем в религии, ведь там больше свободы в отличие от конфессии, зажатой догмами и канонами. Да и клерикалы сыты не одной духовной пищей.

Зачем обсуждать дух народа? Вроде бы на него не построишь дом, не купишь даже российскую «Ладу», не положишь в банк под проценты. Может быть, не следует отвлекать людей от карьеры и зарабатывания денег? Резонный вопрос.

На днях я вернулся из Мюнхена, где небольшая группа сотрудников Института истории АН РТ осматривала кладбища в поисках могил татар и татарстанцев. На всех кладбищах, где успели побывать, нашли могилы татар, похороненных в Первую и Вторую мировую войны. Нам даже трудно оценить масштаб захоронений. Могилы по всей Европе…

Именно в Мюнхене в знаменитой пивной Гитлер начинал свой путь. Он использовал темную сторону человеческой души. Образованный, культурный народ Европы в одночасье стал сторонником нацизма. Цена победы над фашизмом оказалась непомерно высокой, как для самой Германии, так и антигитлеровской коалиции. Не только западная часть СССР, но и вся Германия была разбомблена. После поражения немецкая нация осталась в одиночестве среди руин, с комплексом вины. Страна выплачивала контрибуцию и по кирпичику восстанавливала города.

Сегодня Бавария — образец не только для Германии, но и всего мира. Страна возродилась не благодаря плану Маршалла, а за счет позитивного духа, веры в будущее, опираясь на высокую культуру и трудолюбие. Без позитивного начала в мотивации никакие инвестиции не помогут встать на ноги. Более того, Германия вместе с Францией стала инициатором создания Евросоюза как гаранта против всяких войн в Европе. Теперь европейцы вполне способны конкурировать с Америкой, которая, кстати, развила свою промышленность и научный потенциал именно во время войны.

«Существуют силы, способные развернуть общество в сторону Зла»

Демоническое начало существует у всех народов, никакая цивилизованность общества не дает полной гарантии от его проявления. Никакие исторические традиции или демократические начала не могут предотвратить от проявления Зла в соответствующих условиях, созданных не столько обстоятельствами, сколько людьми.

Сталина превозносят за победу над фашизмом, но разве она требовала таких жертв среди своего народа? Конечно, нет. Не расстреливай Сталин десятки тысяч военных, инженеров, интеллигенции, победа далась бы легче. Он создал целый класс рабов — колхозников — для создания оборонной промышленности. Он не просто одобрял массовые расстрелы, а делал это с удовольствием, без какой-либо причины, по одному подозрению. Его сторонником Добра никак не назовешь.

Кто бы мог подумать, что в России, боровшейся с фашизмом, могут появиться скинхеды? А ведь появились. Впрочем, чего удивляться, у генерала Власова была целая армия, воевавшая на стороне нацистов.

В каждом из нас сидит как доброе начало, так и демоническое, звериное, готовое проявиться при провоцирующей идеологии.

Профессор Стэндфордского университета Филипп Зимбардо экспериментально доказал, что вполне культурные люди становятся злодеями под давлением обстановки. Это явление получило название «эффект Люцифера». Эксперимент проводили в подвале университета. Психически нормальных студентов разделили на «надзирателей» и «заключенных». Их одели в соответствующую форму и поместили в условия тюрьмы. Очень скоро студенты настолько вжились в новую роль, что их натура изменилась до неузнаваемости. В «тюрьме» произошел бунт «заключенных», попытка установить связь с внешним миром и неудавшийся план побега. Но самым удивительным было патологическое поведение «тюремщиков», которые еще вчера ничем не отличались от «заключенных». Среди них проявились даже садисты. «Надзиратели» начали творить настолько ужасные вещи, что эксперимент пришлось прервать досрочно. Этот эксперимент шокировал многих в США. Оказывается, фашизм — не в прошлом и не где-то в Германии, а находится в самом демократическом государстве, в среде самых образованных и цивилизованных людей. С фашизмом вовсе не покончили в 1945 году, он существует здесь и сейчас, он готов проявиться, если только не противодействовать ему ежечасно и всем миром.

В этом эксперименте был и обнадеживающий момент: несмотря на подчинение людей общим правилам, появляются также те, кто готов сопротивляться, их мало, но именно они могут переломить ситуацию, называемую «злом бездействия».

Существуют силы, способные развернуть общество в сторону Зла. Они известны. Особо агрессивные организации контролируются спецслужбами. Но есть виртуальные агрессоры, называемые «троллями». Это отбросы журналистики, нанятые для весьма непростой задачи — развернуть «зло бездействия» в активную фазу. Анонимные комментаторы, тучами слетающиеся на статьи с идеологическим оттенком, вызывают к жизни «спящих» шовинистов, националистов и остальную мразь. Они умело используют демоническое начало в человеке благодаря блатному жаргону, тюремной лексике, развязности, которая недопустима в обществе с установившимися нормами приличия. Виртуальная анонимность позволяет раскрепоститься и показать свое истинное нутро. Именно в этих нарывах появляются бредовые идеи, как вирус захватывающие российское сознание.

Идеология может как вызывать разрушительные силы человека, так и пробудить созидательное начало. Вся тысячелетняя мораль вращалась вокруг выбора между Добром и Злом. Сюжеты сказок, романов, блокбастеров построены по одной простой схеме — победе Добра над Злом. Но, может быть, существует и третий путь? Конечно, такой путь есть, это путь Антихриста. О нем провозгласил Фридрих Ницше, обосновав принципиальную возможность быть по ту сторону добра и зла. Этот путь напугал его самого. Что значит — быть по ту сторону от вековечной дихотомии? Ницше отвечает: людей ведет по жизни воля к власти, жажда власти — верховенствовать дома, на работе, в обществе, государстве, мире. Наверное, это так, но все же не для всех, а только для наиболее амбициозных личностей. Их желанию трудно противостоять. Их страсть завораживает массы.

«Каждый последующий лидер СССР критиковал предыдущего»

Основа духа народа — это его история, но не выдуманная, не мифическая, как цепь непрерывных побед над многочисленными, часто мифическими, врагами, а история преодоления в себе демонического начала, преодоления не только сталинизма, но и долгого Средневековья. Это звучит странно в эпоху космических полетов, появления роботов, компьютеров и т. д. Так кажется только на первый взгляд. Техника и технология — важный элемент развития общества, но прогресс определяется не только технологией и тем более не уровнем вооружения, а состоянием общественных отношений, ментальностью.

После Великой Французской революции государственный строй изменился с монархического на демократический. Вместо мнения короля-солнца, думающего за всех, появилась выборная система по принципу «один человек — один голос». Вместо схоластики наступил век Просвещения, религию вывели из системы образования. Либеральные идеи равенства, братства, свободы заменили феодальные отношения. Целый ряд стран перешли к федерализму как адекватному государственному устройству при полиэтническом, поликультурном населении. Новый строй не только привнес более высокую производительность труда, но и обозначил новую ступень цивилизации. После появления социалистического лагеря капиталистический мир заимствовал у коммунистов ряд идей в сфере социальной защиты населения, уменьшив разрыв между бедными и богатыми.

В России задачу преодоления Средневековья должна была решить Русская революция 1917 года. Вместо ускоренного реформирования социальных процессов все силы бросили на укрепление обороны за счет крестьянства, за счет всеобщей бедности, уничтожения интеллигенции. Атомную бомбу создали, загнав ученых в шарашки. Черчиллю приписывается следующее высказывание: «Сталин… принял Россию с сохой и оставил ее с атомным вооружением». Даже если цитата недостоверна, тем не менее бомба была создана. В этом есть заслуга как физиков, так и разведки. Но мало кто задумывается, какую бомбу заложил Сталин под общественный строй. Он дискредитировал социализм не только в нашей стране, но и во всем мире.

Мировое коммунистическое движение после ХХ съезда КПСС не смогло оправиться. Сегодня в Европе предпринимаются попытки вернуть идеи социализма в общественную мысль в виде неоленинизма, но картина тоталитарной сталинской системы мешает трезво оценить достоинства социалистических идей. Ленин, скорее всего, после НЭПа повел бы страну по социал-демократическому пути и это, возможно, вывело бы общество из трясины Средневековья. Однако этого не случилось. Как говорил тот же Черчилль про Ленина: «Он один мог вывести Россию из трясины… Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть». Фашизм сумели победить, а демоническое начало в обществе в виде сталинизма не удалось преодолеть.

Каждый последующий лидер СССР критиковал предыдущего, пытаясь начать новую эру ускоренного развития, то в направлении коммунизма, то в сторону развитого социализма. Одно время даже звучал лозунг «догнать и обогнать Америку». Под этим понимали объем ВВП и военный паритет, но не новую ступень цивилизованности.

«Перестройка» попыталась совершить новую революцию, однако повернула колесо вспять и вместо движения вперед вступила в стадию дикого капитализма. Приватизация стала разграблением общественных богатств. В одночасье появились миллиардеры, которые утвердили моральные ценности, чуждые цивилизованному обществу. Рыночная экономика вопреки ожиданиям не привела к бурному расцвету, а, наоборот, стимулировала деиндустриализацию экономики. Военно-промышленный комплекс стал разрушаться. Гражданская авиация была уничтожена. Вместо малого бизнеса появились ремесленники. Экономика в целом скатилась к чисто сырьевому вектору. Общество в своей массе поддерживает паразитирование на природных ресурсах, не задумываясь над тем, что останется детям. Академическая и университетская наука вместо открытий занялась погоней за рейтингами.

«Стратегия догоняющей республики ущербна и безнадежна изначально»

Религия возродила дремучее Средневековье, включившись в погоню не за духовностью, а материальными благами. Клерикалы стали вмешиваться в политику светского государства, пытаясь восстановить схоластику и средневековые порядки в системе образования. Имамы в качестве официальной идеологии провозгласили мазхаб, т. е. юридически оформленные средневековые нормы в виде шариата. Государственное устройство вместо реального федерализма перешло к вертикали власти с ручным управлением, результатом чего стала тотальная коррупция. Вульгарные манеры стали обыденностью, похвальба заменила достоинство, честность отождествили с глупостью, всюду появились стукачи, анонимщики и тролли. Единственное чего не вернули из Средневековья — это костры, на которых сжигали ведьм. Сегодня гадалки, экстрасенсы, астрологи и вся остальная нечисть на законных основаниях морочат людям головы.

Политтехнологи расхваливают Россию и все русское с таким рвением, что возникает обратная реакция. Экономисты без тени сомнения предсказывают быстрый рост мощи страны. При этом твердят о скором крахе Запада. От самовосхваления у пиарщиков кружится голова, они сами начинают верить в свои фантазии.

Для страны гораздо важнее трезвая оценка происходящего. Как бы мы ни высказывались публично, но в душе мы остались с сознанием догоняющей страны. Вся эта болтовня троллей о великой России, которая всем покажет «кузькину мать», ничего не стоит, поскольку люди пользуются изобретениями Запада, они оттуда ждут новых гаджетов, предпочитают иномарки и плюются при виде «MadeinRussia». Не лозунги двигают человеком, а непосредственный быт. Умные и талантливые стараются уехать на «гнилой» Запад, остальные пытаются забыться в пьянстве и пожирании друг друга.

Татарстанский дух можно поддерживать только вокруг значимых, перспективных задач. В истории нам есть чем гордиться. История Казани просто переполнена великими людьми, как с русской, так и татарской стороны, да и остальные народы республики не обижены в этой части. История дает вдохновение молодежи, но этого недостаточно. Кроме взгляда в прошлое, нужны задачи, ориентированные на будущее. Нужно показать всей России, что мы лучшие, потому что уважаем друг друга, поддерживаем и умеем ставить запредельные задачи. Идеология вечно «догоняющей» территории порочна. Выйти на передовые рубежи в рамках России недостаточно, эту задачу уже выполнила идеология суверенитета, теперь нужно сориентироваться в мировой обстановке с тем, чтобы заимствовать все самое передовое не только в технике и технологии, но и социальной жизни, обеспечивающей творческий потенциал народа.

Стратегия догоняющей республики ущербна и безнадежна изначально. Пока мы будем догонять Европу, она уйдет вперед. Вместо «догоняющей» идеологии можно и нужно выработать тактику движения «наперерез», иначе говоря, часть экономики и социальной жизни будет тупо заимствовать готовые передовые технологии, а другая часть, имеющая научную базу в Татарстане, будет работать на экономику будущего, чьи дивиденды мы почувствует через 20—30 лет. Найдется немало скептиков-экономистов, которые посмеются над столь далекой перспективой. Однако мы уже имеем такой опыт.

Продолжение следует

«Реальное время».


КОНТЕКСТ:

Рафаэль Хакимов: «Татарин, великолепно говорящий на родном языке, но ворующий из бюджета, — не наш человек»

* * *

Рафаэль Хакимов: «Есть ностальгия по годам «суверенитета», когда был энтузиазм и отсутствовало рвачество»

* * *

Рафаэль Хакимов: «Надо или признать федерализацию как приоритет, или смириться с возвращением к «феодализму»

* * *

Рафаэль Хакимов: «Будущее Татарстана — в бессребрениках, не смотрящих на республику как на дойную корову»

Просмотров: 970

Комментирование запрещено