Споры вокруг «Үзгәреш җиле»: куда пропал «моң» и чем больна татарская эстрада (ВИДЕО)

b1f2eedf3eabb221Ни открытых репетиций, ни собственного сайта, ни, собственно, конкурсного отбора участников — такие претензии организаторам прошедшего в минувшие выходные в оперном театре фестиваля «Үзгәреш җиле» вынесли критики на круглом столе, прошедшем накануне в Казанской консерватории. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в отсутствие генерального продюсера фестиваля Рауфаля Мухаметзянова услышала, как, признавая необходимость данного мероприятия, деятели татарской культуры выступили за перемены в нем самом.

«КТО НЕ ОДОБРЯЕТ ЭТОТ ПРОЕКТ? МЫ ВСЕ ОДОБРЯЕМ! НО НУЖНО ЧТО-ТО ДРУГОЕ…»

Состояние и пути дальнейшего развития татарской эстрады обсуждали накануне в Казанской консерватории на круглом столе. Так или иначе все свелось к анализу прошедшего в минувшие выходные в оперном театре фестиваля «Үзгәреш җиле» («Ветер перемен»). Ведь именно этот фестиваль, прошедший с большой помпой, призван радикально обновить и дать импульс к позитивным изменениям татарской эстрады — такое поручение дал лично президент Татарстана Рустам Минниханов. Сам генеральный продюсер фестиваля — директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов — на встречу не пришел, но, заранее предполагая критический настрой профессионалов, направил им послание, в котором заочно призвал отделять зерна от плевел, то есть эстраду от фольклора. Не явилась и половина заявленных на круглом столе спикеров.

«Почему Альфия Заппарова не пришла? Она одобряет этот проект. А кто не одобряет? Мы все одобряем!» — начали обсуждать фестиваль еще до начала круглого стола его участники. «Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов — вот эталон эстрады… В этом году даже некому дать звание лауреата…» — философские беседы о состоянии татарского песенного жанра и обсуждение заявленной темы начались еще до работы самого круглого стола. Забегая вперед, отметим — с тем, что сам фестиваль и его продолжение, несомненно, нужны, согласны все, но не все согласны с его нынешним содержанием. Именно здесь мнения и разошлись.




Когда стало ясно, что апологеты проекта в его нынешнем виде уже не придут, модератор встречи — кандидат филологических наук, доцент консерватории, основатель творческого объединения «Калеб» Гузель Сагитова — начала обсуждение. «Круглые столы проходят у нас на постоянной основе, именно с формата круглого стола ровно три года назад в этом же зале начало свою работу творческое объединение „Калеб“, — напомнила она. — Данный круглый стол — это результат нашей работы, а не повод для критики фестиваля „Үзгәреш җиле“… Как бы ни прошел этот фестиваль, он никого не оставил равнодушным. А это значит, что он добился своей цели. Но есть ли у него будущее? И все же в каком направлении должна развивать татарская эстрада? По какому пути идти? Эти вопросы на сегодняшний день так и остались открытыми. Принесет ли перемены фестиваль „Ветер перемен“?» — задала она тон дискуссии.

Главное, чего не хватило критикам, — национального компонента. «Посмотрела концерт с удовольствием. Чему радовалась? Тому, что у нас много молодых исполнителей с сильными голосами. Но джаз в Европе и так слушают и знают, мы должны показать нечто другое», — заметила народная артистка Татарстана Римма Ибрагимова.

Профессор кафедры татарской музыки и этномузыкологии Сагит Хабибуллин продолжил: «Не обращая внимания на мелкие сплетни — кто какой гонорар получил, кто спел, кто не спел, мы должны шире смотреть на эту проблему. По-моему, татарская эстрада больна, ей нужна помощь. Этот фестиваль был необходим. Организаторы пытаются подвести татарскую эстраду под европейские рамки и показать ее всему миру. Достигли ли они этой цели? Современная обработка народных песен, так называемый арт-фольклор — это не новшество. Фестиваль такой нужен, но национальный компонент практически потерялся, исчез, его не осталось».

«Мы снесли дом, новый не построили, а уже празднуем новоселье, — также сокрушаясь о дефиците татарского компонента на фестивале, добавил народный артист Татарстана Фердинант Салахов. — Мы разрушили свое богатейшее наследие — закопали розы лебедой. В фестивале приняли участие 25 человек, но вышел ли из их среды Таркан, который пропагандирует турецкую культуру, или Юлдуз Усманова, пропагандирующая узбекскую культуру, или Муслим Магомаев, которых все знали? Мы не в том направлении работаем. Мы должны вырастить 2 — 3 кадра, которые станут известными на весь мир, а организовать концерт из 25 человек ничего не стоит».

«ПОСЛЕ ПРОСМОТРА КОНЦЕРТА Я ЕЩЕ БОЛЬШЕ ЗАУВАЖАЛ ИЛЬХАМА ШАКИРОВА»

«Фестиваль будет иметь свое продолжение, потому что у него есть поддержка. Но нужно посмотреть, есть ли будущее у исполнителей — участников фестиваля? Где новые песни? Старые песни спели по-новому. Мы их обработали и преподнесли вам в красивом свете. А ведь проблема осталась, она не решена!» — включился в дискуссию единственный участник проекта, пришедший на круглый стол, Артур Исламов, солист казанской оперы, основатель и солист татарской рок-группы Alqanat, которая после 10 лет своей деятельности объявила о прекращении деятельности.

О необходимости внедрения и развития новых жанров в татарской эстраде говорили и другие участники круглого стола: «Раньше у татар не было ни вальса, ни симфонии, ни оперы… У эстрады тоже много жанров, и мы не должны говорить, что нам не нужен рэп, нам не нужен рок и т. д.», — отметил профессор Хабибуллин.

«Есть много новых стилей, дайте им место! Мы в свое время делали эстрадные вещи. У нас была свобода — мы делали то, что хотели. А сегодняшняя эстрада направлена на получение максимальной прибыли при минимальных расходах», — сокрушался музыкант из Финляндии, основатель группы Super Tatar Rhythm & Etno Band Дениз Бадретдин, начавший играть музыку еще в 60-е, а позже основавший Bashkarma — татарскую группу в Финляндии.

«Ансамбль Лундстрема в 1950 — 1960-х уже делал джазовые аранжировки татарских песен, в 1980-х годах эстрада тоже звучала очень современно. Сегодняшняя эстрада тоже началась с попытки внедрения в нее новых веяний. Куда все это делось?» — включился в дискуссию музыкант и журналист, заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи Радиф Кашапов. По его мнению, назрела необходимость поддержки молодых авторов в рамках популярных сегодня творческих лабораторий.

Опоздавший председатель комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, депутат Разиль Валеев сразу же включился в дискуссию: «Главная польза этого фестиваля в том, что растормошили данную проблему, подняли дискуссию. После просмотра концерта я еще больше зауважал Ильхама Шакирова и других наших великих исполнителей». Главное же его предложение в том, что для развития жанра Татарстану необходим отдельный музыкальный драмтеатр. Фестиваль тоже нужен, но несколько иной. «Это был только ветер, без перемен. Но без ветра листья на деревьях не шевелятся», — метафорично заявил Валеев. Он тоже заметил, что национального компонента в костюмах исполнителей не было и доходило все это до некоторого абсурда. «Петь песню „Хуш, авылым“ в еврейской шляпе… При выборе исполнителей не должны отдавать преимущество своим протеже, — начал с ходу перечислять недостатки депутат . — „Ветру перемен“ самому нужны перемены. Если уж было так много критики, нужно к ней прислушаться».

Досталось и телеканалу «ТНВ». В прививании зрителям плохого музыкального вкуса Исламов обвинил радио и ТV: «Какие песни звучат с экранов телевизоров и радио? Идет прививка плохого вкуса зрителю. Песни низкого уровня, исполнители… Слушатель уже не понимает, что из этого хорошая музыка, а что — халтура. Идет зомбирование зрителя». Попеняла на главный татарский телеканал и народная артистка Татарстана, заслуженная артистка России, педагог Клара Хайретдинова: «Однажды наших оперных певцов — студентов консерватории — пригласили на ТНВ на один из музыкальных проектов. Они пришли со своими студентами, а на студии телеканала нет рояля! На ТНВ — главном татарском канале — нет рояля! Пришлось нашим студентам петь под искусственный звук — синтезатор», — сокрушалась она. Отметим, что именно «японский синтезатор» выступает неким символом-жупелом нынешнего состояния татарской эстрады в проморолике «Үзгәреш җиле», где солистам, напротив, аккомпанирует живой оркестр. С другой стороны, реалии таковы, что отказаться от этого дешевого решения невозможно по чисто экономическим причинам.

«Мы в свое время ездили на гастроли с оркестром, вероятно, это были самые мои счастливые годы в плане творчества. Но тогда нас поддерживало государство. Если сегодняшние артисты начнут везде на свои собственные средства возить с собой оркестр, они не то что прибыль получить не смогут, им нужно будет вложить все, что у них есть, и остаться при этом голодными. Государство должно задуматься и об этом», — подняла проблему в ходе дискуссии Ибрагимова.

«ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА — ЭТО НЕ НАШ ТЕАТР. НЕ ТАТАРСКИЙ…»

Кандидат филологических наук, доцент КФУ Милеуша Хабутдинова отметила, что увидела в этом мероприятии «системный сбой»: «Я не против концерта, просто на все смотрю с татарской позиции. Тех, кто понимает татарскую национальную особенность, осталось очень мало. Нужно собрать всех этих людей вместе, и они вместе должны делать данные проекты».

Поддержал ее и Валеев, в очередной раз метафорично заявив: «Яблоня без корней высохнет. А эталоном нам нужно брать не Европу, а Азию и Восток».

Довольно часто в ходе круглого стола звучало слово «варяги», под которым подразумевали приглашенных музыкантов, оркестр, педагогов и аранжировщиков из Москвы, призванных внести новые веяния в татарскую эстраду. Здесь все как один сошлись во мнении о том, что вместо «варягов» необходимо поддерживать своих музыкантов, привлекать к работе существующие в Татарстане оркестры. Они, по крайне мере, не растеряют тот самый татарский «моң».

«Театр оперы и балета — это не наш театр. Не татарский. Поэтому нам необходим свой татарский музыкальный театр, — вновь отметил председатель комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. — Я еще со студенческих времен мечтаю о своем национальном оркестре».

В итоге все участники круглого стола еще раз подтвердили, что перемены нужны, причем не только в татарской эстраде, но и в организации фестиваля, призванного ее перезагрузить (среди прозвучавших предложений — провести гласный конкурсный отбор участников, чтобы организаторы не проталкивали «своих» исполнителей), и как минимум посоветовали проекту открыть свой сайт, где можно было бы найти и видеозаписи самих номеров, и информацию об артистах и песнях, которые они исполняют.

 «БИЗНЕС Online».

* * *

Прислушиваясь к «Ветру перемен»…

Больше года работы, поисков, жарких споров, проб, репетиций… И всего три вечера с концертной программой, сам замысел которой, похоже, мало кого оставлял равнодушным еще задолго до ее реализации на сцене. «Үзгәреш җиле» – «Ветер перемен» – так называется фестиваль татарской песни, прошедший 5 и 6 ноября в театре оперы и балета им. М. Джалиля в Казани и ожидающий премьеры в Москве 4 декабря.

Название как нельзя более удачное для проекта, задуманного как некий вызов ситуации, сложившейся в современной татарской эстрадной культуре. Толчком к его появлению стало критическое замечание Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова о состоянии татарской эстрады и необходимости изменений здесь. Но в замечании этом отразилось то, о чем думалось давно и многим…

В чем особенности фестиваля? Главное – татарская песня в новом, уходящем от привычных стереотипов, звучании. В самой концепции проекта много неожиданного, но, как понимаешь по мере погружения в этот звуковой мир, хорошо продуманного. Здесь нет жанровых предпочтений: в программе собраны песни разные — авторские и фольклорные, прошлых лет и современные. Общее, что их объединяет – это то, что все они входят в золотой фонд репертуара, исполняемого на татарской эстраде. Ни в аранжировках, ни в оформлении сцены, ни в костюмах нет подчеркнутой этничности. Исполнители поставлены в непростые для них условия работы в стилистике по-новому услышанных популярных мелодий.

Замысел определил и состав участников проекта, в центре которого оказались певцы — молодые, но уже ярко и неординарно заявившие о себе. Это лауреаты республиканских, российских и международных конкурсов, музыканты, активно проявляющие себя в разных ипостасях, но, что важнее всего, — прекрасно чувствующие природу, красоту татарского мелоса и языка и, одновременно, — открытые к новым творческим опытам. (Поближе познакомиться с ними, как и со всеми участниками проекта, позволяет информативно емкий, красиво оформленный буклет, а также фотогалерея в холле театра).

Именно на сочетание этих качеств опирались главные создатели яркого музыкального шоу, каким предстал «Ветер перемен»: В.Эйленкриг (музыкальный руководитель проекта, Москва), Ю.Александров (режиссер, СПб), мыслящие «в унисон» с ними художники В.Герасименко (Москва) и И.Виноградов (свет, Москва), дирижер С.Курбацкий (Москва), а также, к сожалению, оставшиеся неизвестными авторы новых аранжировок. Участие деятелей музыкальной сцены с мировым опытом обогатило и безусловно приподняло планку проекта: Юрий Александров – сегодня один из авторитетнейших музыкально-театральных режиссеров, Вадим Эйленкриг – музыкант, благодаря своей многосторонней деятельности завоевавший авторитет как среди профессионалов, так и у широкой аудитории. Его присутствие в проекте (не только как музыкального руководителя, выстраивавшего его «звуковую партитуру», но и как лидера джазового оркестра, блеснувшего своими солистами, и как великолепного трубача) во многом определило весь музыкальный имидж фестиваля. Здесь же уместно назвать и еще одного именитого приезжего участника фестиваля – Айдара Гайнуллина (баян, Германия), исполнителя, умеющего тонко «вплести» свою татарскую интонацию в звучания иной стилистики и внести европейский шарм в татарские мелодии.

Участие в проекте профессионалов высокого класса обеспечило качество всех «слагаемых» концерта, вплоть до деталей. Удачей можно назвать организацию пространства на сцене, в центре которой находится лаконичная конструкция, превращающаяся то в шатер, то в раскрывающийся цветок, но при любых играх света и цвета всегда служащая объединяющим визуальным элементом. Аналогичным звуковым объединяющим знаком и музыкальным символом программы стала знаменитая мелодия А.Ключарева «Туган җирем Татарстан», своими «позывными» открывающая каждое отделение концерта и исполняемая всеми участниками в финале. Безусловно выиграла программа благодаря ведущим – обаятельной Мариной Ясельской и всегда восхищающим своим талантом и юмором Равилем Шарафеевым. Остроумные и, одновременно, точно настраивающие слушателя на «тональность» песни тексты на татарском языке, с параллельным переводом на табло (что давно уже норма в оперном театре) – кажется, оптимальный вариант для вечера такого рода.

В целом, вся программа «Үзгәреш җиле» переросла рамки привычного для залов Татарстана эстрадного концерта и предстала как эффектно срежиссированное музыкальное шоу, вобравшее многое из мирового опыта этого жанра. Установка на стилистическое разнообразие отразилась в языке, которым «говорит» песня на современной музыкальной сцене: любители джаза здесь услышат свое, поклонники традиций мюзикла – свое; на удивление органично вписывались в отдельные номера элементы рэпа и брейк данса и пр. Певцы часто находились «в диалоге» с солистами-инструменталистами, с артистами театра танца «Дорога из города», чье присутствие на сцене делало номера более зрелищными и динамичными.

Важнейшим фактором успеха того или иного номера – помимо собственно таланта исполнителя — стала аранжировка, «высвечивающая» суть мелодии, преображающая ее, или, порой, — наделяющая ее новым характером, что, соответственно, вело к необходимости особого сценического решения. Среди многих удач программы назову стилистически выверенные выступления Илюсы Хузиной (танго С.Садыковой), Ильнара Миранова («Зәңгәр томан» Р.Ахияровой), исполнение ряда других авторских композиций дуэтом Артура Исламова и Айгуль Гардисламовой, Ильвиной, Зариной Хасаншиной. Остроумно и музыкально и сценически были преподнесены песни «Ашхабад» (Раяз Фасихов), «Берлегән» (Ильгиз Шайхразиев), «Картуф» (Максуд Юлдашев), песни в артистичном исполнении Румии Ниязовой, Карины Зиганшиной, эффектно завершившей выступления солистов.

Сложнее оказалось с представлением некоторых любимейших народных лирических песен, музыкальный имидж которых благодаря оркестровой массе порой приобретал несвойственную им патетику и громогласность. Впрочем, и эти качества не помешали успеху покоряющей своей красотой «Гөлҗамал» в исполнении Алины Шарипжановой и замечательной «Олы юлның тузаны», спетой ею же в дуэте с Ильнаром Мирановым, — жемчужин программы, по оценкам многих слушателей.

Вопрос непривычного, «иного» прочтения хорошо известных и любимых в народе песен, безусловно, — один из главных при осмыслении программы, представленной в фестивале «Үзгәреш җиле». (Ведь у нас непривычное – часто осуждаемое!). Но привычка – еще не традиция и вряд ли эстетический критерий. Опыт новых интерпретаций – это стремление к выходу за пределы стандартов, не менявшихся на татарской эстраде десятилетиями. Уместный в каких-то случаях бытовой характер презентации песен давно стал нормой для разных залов и аудиторий (то же видим в клипах многих эстрадных певцов).

И восприятие тех или иных явлений культуры и их оценки меняются. Нельзя не напомнить, что в свое время и то, что кажется показательной характеристикой татарского музицирования сегодня, принималось далеко не однозначно. Мыслили ли наши соотечественники гармонь как непременный знак музицирования полтора века лет назад? Судя по дореволюционной периодике, немалой части общества в начале ХХ века этот инструмент представлялся символом испорченности. По-разному воспринимались и явления, сегодня принимаемые как естественные факты культуры: Тукай, тонкий знаток традиционной татарской музыки, в записках 1911 года писал о своем неприятии граммофонных пластинок с первыми записями татарских певцов, совсем нелестно отзывался о Камиле Мотыги-Тухватуллине — одном из первых исполнителей в «формате» европейского концерта.

Татарская музыкальная культура живет под ветром серьезных перемен уже много десятилетий. Залог ее успешного развития – в свободе творческого выбора и в профессиональном подходе к решению любых задач. Кажется, именно это имел в виду человек, оказавшийся в центре проекта «Үзгәреш җиле», — генеральный продюсер фестиваля, директор ТГАТОБ им. М.Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. Знающий и академическую традицию и татарскую музыку изнутри, посвященный в законы шоу бизнеса, менеджер, благодаря которому театр им. Джалиля давно известен в Европе как музыкально-театральный коллектив высокого класса, он организовал проект, способствующий сохранению золотого фонда татарской песни, и одновременно, показавший многообразие возможностей ее интерпретаций сегодня.

«Прошумевший» в стенах оперного театра «Ветер перемен» — событие, которое рано или поздно должно было состояться. Если в планы создателей программы входит ее показ по телевидению перед Новым годом, как обещали, то праздничное настроение и неожиданность сюрпризов обеспечена тем, кто не попал в зал.

Гузель САЙФУЛЛИНА, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РТ.
«Реальное время».

Просмотров: 1248

Один комментарий

  1. Шушы фикер ошады, «Ватанм Татарстан» газетасыннан:
    «Җырның милләте юк, имеш…
    Эстрадага кагылышлы кайсы гына чарага барсаң да, сүз шушы сорауга килеп төртелә дә, җырның милләте юк дигән фикер белән төгәлләнә. Колакка матурлап элеп куйган шушы юан токмачка алданасы, ышанасы да килә үзе… Әле тагын да ышаныр идек тә, “Үзгәреш җиле” килеп чыгып, бө­тен планны бозды. Мәскәүләр миллилекне юып алгандай иттеләр дә, шундый шәп оештырылган концерттан соң әллә ничек, тамак туймаган кебек калды.
    Коробковлар, безнең бер гаеп тә юк, ди әнә. Җырчылардан, нәрсә хакында җырлыйсыз, дип сораганнар, шуннан соң гына стильләрне тәкъдим иткәннәр. Күрәсең, җыр­чылар “Ак калфак” , “Хуш, авылым” , “Урман кызы” кебек җырларның асылын, мәгънә­сен аңлап бетер­мәгәннәрдер.
    Әйе, киң мәгънәдә алсак, алар барысы да – мәхәббәт җыр­лары. Әмма һәрберсенең үз образы, асылы бар. Әйтик, Сара апа Садый­кованың “Көтәм сине” җырын барыбыз да Бөек Ватан сугышының беренче елларында язылуын һәм сугышта катнашкан якынын сагынудан туган моң икәнен белә. Бик төгәл, дөрес итеп башкарылган бу җырның да асылы ачылып җитмә­де шикелле. “Ак калфак”ны җиргә салып таптауларын исә ишетмәсәк, хәерлерәк буласы иде…
    Җырчыларны гаепләп тә булмый. Менә минем балаларым музыка мәктәбендә укыды. Татарча берәр җыр өйрәт­ми­сезме соң, дигәч, укытучыдан, программада каралмаган, дигән җавапны ишетә идек. Аннан татар музыкасында музыка уен коралларының бөтен мөмкин­леге ачылып бетми ди, имеш. Шуннан чыгып сорау туа: татар музыкасы, җырлар­ның язылу тарихын каян белсен җырчы­ла­рыбыз? Ә бит репертуарга нинди җырларны сайлаганнар: “Оныта алмыйм” , “Әйткән идең”, “Олы юлның тузаны”…
    Моннан берничә ел элек Казанда “Төреквидение” фестивале үткәч, Казахстан эстрадасына кызыгып калган идек. Вәт җырчы, вәт чыгыш, ичмасам. Тел бел­мәсәң, йөзенә карыйсың да, барысы да аңлашыла. Эчтәлекне иң югары сәнгать дәрәҗәсенә җит­керелгән бию аша да аңлап була. Шулай бию белән җырны күтәреп тә, бетереп тә була. Бездә җырчы сәхнәдә – үзенчә, бию – үзенчә, оркестр үзенчә яшәде.
    “Новая музыка” дип аталган Анна Гулишамбарова оркестрын яратам. Аңарда искиткеч тоемлау, соклангыч сизгерлек. Җыр­чының тавышы җитми икән, оркестры тынычрак уйный. Акцентларны шул­кадәр дөрес куя. “Голос” проекты җиңүчесе Эльмира Кәлимуллина Казандагы беренче сольный концерты өчен тик­мәгә генә аларны сайламагандыр. Ә без менә “Гөл­җамал” җырын тыңлаганда күбрәк оркестрны ишеттек, җырчыны тү­гел.
    Бүген “Үзгәреш җиле” концерты турында, уйланмаса, ялкау гына уйланмый торгандыр. Хәтта интернет белән дус булмаган өлкән буын да чыгышларны карап бәяләгән әнә. Музыка белгече Мәхмүт абый Нигъ­мәт­җанов шалтыратты әле: “Мин 45 ел элек әзерләп биргән программаны күрсәткәннәр”, – ди. Шулай, сә­пид уйлап чыгарасы юк, яңа­лыкның асылында үт­кәннәр ята. Шул гомердән бирле яхшы җырлар язылмаган ми­кәнни?
    Эйленкриг, кузгатып китсәк, мин үзебезне максатыбызга иреш­кәнбез дип саныйм, дигән иде. Кузгатты бит әй! Үзебез­некеләрне барлый башладык, мил­ли кадрлар җитмәгәнне аң­ладык, ниһаять, нәрсәне җуя язганыбызны аңладык. Рәхмәт инде мәскәүләргә…»