Татарская молодежь созрела для того, чтобы получить место под солнцем. Теперь дело спасения нации — это и ее забота.
В эти выходные всемирный форум татарской молодежи в рамках образовательного симпозиума проводит внеочередной съезд. Диспозиция мероприятий должна иметь обратный порядок: съезд, а локально в нем — образовательный форум. Но на то он и внеочередной курултай, что вынужден встраиваться в порядок вещей и приспосабливать себя под текущие планы. Фон, который окружает съезд татарской молодежи, пестр. И здесь надо разобраться, разглядеть все нюансы этой пестрой мозаики, предлагает политолог Руслан Айсин.
НАРУШЕНИЕ ХРУПКОГО БАЛАНСА СВЯЗЕЙ ПОЛЮСОВ ГРОЗИТ ВЫБИТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРОБКИ
Как-то незамеченным проскочил тот факт, что всемирному форуму татарской молодежи (ВФТМ) в этом месяце исполняется 15 лет. Первый съезд татарской молодежи состоялся в 2004-м и впоследствии проводился раз в два года. Четный ряд календарных лет проведения съездов прервался 2019-го. Этот год стал тяжелым испытанием для форума. Неожиданный уход председателя ВФТМ Табриса Яруллина пошатнул симфонию комплиментарности между конгрессом татар и его молодежным аналогом. На заседании совета форума, срочно созванного для этих целей, молодежь требовала главного ответа: по какой причине уходит Яруллин? Где-то подспудно тлевший межпоколенческий конфликт — его невозможно избежать в принципе — высыпал в публичную плоскость и обнажил ряд серьезных проблем на теле взаимоотношений молодой пассионарности и умудренной сединами стабильности (некоторые считают, что застойности, но тут дискуссионный вопрос). Эти извечные катод и анод питают своим током драму взаимоотношений на всех уровнях. Причем нарушение хрупкого баланса связей данных полюсов грозит выбить электрические пробки…
Проблема обозначилась сама собой: молодежь созрела для того, чтобы получить место под солнцем. Теперь дело спасения нации — это и ее забота, а не только старших товарищей. Языковой кризис 2017 года ввел новые координаты в данную карту действий. Старшее поколение растерянно недоумевало, как же быть и кого винить. Молодая поросль отреагировала на проблему по-другому — активное неприятие. Пассивная позиция в публичном восприятии была идентифицирована как заведомо пораженческая. Здесь, как я полагаю, и случился итоговый разлом, он выпустил потенцию этой конфликтности наружу. В максимальной точке кризиса, которая коснулась статуса татарского языка, национальной системы образования и в целом национальной чести, и обозначилось размежевание. К месту будет подчеркнуто, что понятие чести очень важное во всей метрике человеческого достоинства и существования. Слово связано с понятием честности, то есть с прямотой первого, без лукавства и лжи, с твердыней искренности намерения. Недаром «честь» происходит от санскритского слова cíttiṣ. Оно означает «мышление», «понимание», «намерение», а мышление — чистая мыслительная воля правды, честности.
На самом деле это один из самых острых и трагедийных моментов в современной истории Татарстана и татарского народа, когда оказалось, что нет никакой институции, которая могла бы элементарно встать на защиту татарского языка: Госсовет проголосовал за и по факту поддержал установку Москвы по «языковому вопросу», всемирный конгресс татар взял долгую паузу. И только молодежь, лишенная цепей договоренности из закулисья, стала субъектом отрицания этого пакта. Спустя два года субъект отрицания столкнулся с субъектом статус-кво, что вылилось в отставку Яруллина и внеочередной съезд. Такова фактологическая и событийная подводка к этому действу, эмбрионально затаившемуся еще в 2017-м.
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ ДОЛЖЕН СТАТЬ ВАЖНЫМ ЗВЕНОМ МЕЖДУ МОЛОДЕЖНОЙ ТАТАРСКОЙ СРЕДОЙ И ВЗРОСЛОЙ
Наша действительность чередуется синхронизацией некоторых событий, что придает ей особый исторический эксклюзив. Касательно нашей темы одна из них запараллелена так: в 2017-м ВКТ отмечал свое 25-летие, но оно совпало с тем самым языковым кризисом. Возможно, сбило внутреннюю механику системы. И спустя год конгресс татар вновь собирается, но уже на внеочередной съезд — для внесения изменений в устав организации. На своем внеочередном собрании ВФТМ также планирует внести коррективы в базовый документ, но после своего кризиса — неожиданного исхода председателя. По крайней мере, об этом было объявлено на заседании совета форума татарской молодежи с участием председателя нацсовета «Милли шура» Василя Шайхразиева. Мне доверили председательствовать на данном собрании. Там же прозвучало, на мой взгляд, очень здравое и своевременное предложение о необходимости создания нового органа при ВФТМ — наблюдательного совета (НС), куда бы вошли бывшие руководители организации, бизнесмены, те, кто, согласно возрастному лимиту и морально-этическим основаниям, должен покинуть ряды форума. Как я понимаю, НС должен не только выполнять функции совета старейшин, советников, лоббистов интересов форума в предпринимательской и административной среде, но и ориентирован быть важным звеном между молодежной татарской средой и взрослой. А это определяющая проблематика.
Хотя после озвучивания данной идеи в ряде СМИ полилась ярким цветом критика, обвиняющая часть членов совета ВФТМ в желании узурпировать власть и ни в коем случае не уходить с насиженных мест, предназначенных исключительно для «тех, кому не исполнилось 35 лет». Высказывали такую мысль в том числе и те, кто находится на своих общественных позициях не один десяток лет. Внутреннее отторжение идеи вылилось в абсурдность обвинений. Вторжение непонимания в данную сферу — еще один клин в монолит общего дела. Это резко бьет в глаза. И, между прочим, сама структура нацсовета «Милли шура» основана на таком же принципе. В пирамиде ФНКАТ и ВКТ «Милли шура» выполняет роль зонтичной системы, авторитетной вершины, по сути реализующей функцию того же наблюдательного совета.
Просмотров: 739