Тарикат — это организация суфийского духовного братства. Главная его цель — сделать мусульман человечными, искренними, справедливыми и внутренне дисциплинированными. Их всех объединяет стремление приблизиться к Аллаху.
Тарикат часто воспринимается и как синоним суфизма. Его можно понимать и как мистический путь религиозно-нравственного усовершенствования истинно верующего человека.
Тот, кто захотел быть суфием — он выбирал определённый тарикат и своего духовного наставника. Один из первых суфийских идеологов тюрок был Ходжа Ахмад Ясави. Булгары придерживались тариката Накшбанди — последователя Ходжи Ахмада Ясави.
Существовал также и тарикат Ходжи Ахмада Болгари. Многие учёные и знатоки ислама также обращались и к его трудам.
Ходжа Ахмад Болгари — один из самых знаменитых учёных и прославленных знатоков ислама, слава которого была широко известна во всём исламском Востоке.
Он был шейхом и духовным наставником великого султана Махмуда Газневи — правителя мощного государства, который в своё время объединял территории: Ирана, Афганистана, Средней Азии и Индии. Туда же входили и прославленные религиозные центры как Бухара и Хорасан.
В сарае Махмуда Газневи были собраны 400 знаменитых во всём мире учёных, поэты и писатели Востока. О Ходже Ахмаде Болгари с восхищением и восторгом писал и Шигабутдин Марджани.
Суфизм получил широкое распространение и в эпоху Волжской Булгарии. Во время правления Золотой Орды он ещё сильнее укореняется и оказывает мощное влияние на рост и развитие духовно-нравственного потенциала в Улусе Джучи.
Учитывая то, что даже ханы приняли ислам из рук суфиев, правители и имущие слои населения их всегда брали под свою опеку.
Именно благодаря суфизму ислам тогда проник и в широкие слои населения. При этом, в эпоху Золотой Орды на территории Булгарского улуса он обрёл официальный статус.
В распространении суфизма значительную роль играл Аль Кубра, который образовал суфийское братство (кубравия).
Он выдвигал теорию, что человек, обладая божественной сущностью, воплощал в себе всё, что имеется во Вселенной и поэтому он является микрокосмической сущностью.
Более того, Аль-Кубра учил, что в человеке имеются свойства, присущие Аллаху. К сожалению, только не во всех людях есть особо ценные из них, такие как милосердие и благосклонность.
И эти священные качества можно обрести лишь достигнув самого высокого уровня самосовершенствования. Для того, чтобы стать на этот мистический путь (ат-тарик) необходимо полностью подчинить себя требованиям духовного наставника, всячески ограничив себя от мирских соблазнов.
Чтобы стать членом суфийского братства необходимо было решить десять задач — заповедей:
- Чтобы искренне полюбить Аллаха — нужно добровольно отречься от самого себя.
- Отречься от всех благ мирской жизни и подавить в себе всякое желание их обрести.
- Во всём полагаться на волю Аллаха и отойти от активной мирской жизни.
- Для укрепления духа надо уединяться, уйдя в себя, перестать общаться с людьми, ничего не видеть, не слышать
- Надо быть довольным тому, что есть, поборов в себе чувство наживы.
- В душе и на устах всегда повторять имя Аллаха. Закрыть путь злым помыслам, которые хотят врываться в твоё сердце.
- Полностью, душой и телом довериться Аллаху, любить его и всегда знать, что кроме него нет никакого божества.
- Бороться с похотливыми желаниями, очищать сердце и душу.
- Надо достичь умения созерцать себя со стороны, увидеть как очищаются душа и сердце. Уметь ждать, когда откроются врата милосердия для входа в духовный мир.
- Достичь суфийской свободы путём достижения истинного удовольствия от любви к Аллаху.
Благодаря суфиям вера сохранилась в народе даже в самые страшные лихолетья и гонения на веру. Ради этого люди шли на смерть, не боясь даже казней! Благодаря суфиям целые народы обретали истинную веру, нравственную чистоту и духовное совершенство, считая их святыми людьми.
Суфийское движение, тарикаты существуют и сейчас. Но можем ли мы увидеть в современных последователях суфиев такую отрешённость на пути к такому исключительному совершенству?! И чтобы они были бы готовы пожертвовать всем тем, что у них нажито, во благо общества или нуждающихся?!
Возможно где-то и есть такие люди, которые не зациклены на деньгах и не гоняются за тем, чтобы обрести всевозможные богатства и мирские блага?! Очень хотелось бы увидеть таких!
Особенно тогда, когда общество поголовно поражено дикой страстью наживы, сверху до низу, когда все воззвания о морали сейчас являются пустым звуком и нравственность опорочена на всех уровнях и до предела.
Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.
Г.Самара.
Просмотров: 1499