Скорее всего, «исламских контрреволюционеров» похоронили в общих ямах в саду НКВД (ныне парк имени Юрия Гагарина)

tmpSvA6tWКак сейчас известно, в 30-е годы приговоренных расстреливали в центре города — в саду (дачах) НКВД и хоронили в общих ямах. Сейчас здесь парк имени Юрия Гагарина. Скорее всего, «ислам­ские контрреволюционеры» лежат здесь же. 

20 октября 1937 года на стол прокурора Куйбышевского края легло большое, толстое «Дело №7880», подготовленное управле­нием НКВД. Называлось оно — «О контрреволюционно-национа­листической организации мусульман города Куйбышева». Изложив в главных чертах основные сведения о широко разветвленной и глубоко законспирированной антисоветской контрреволюционной организации во главе с М. Муртазиным, краевое управление внутренних дел просило санкцию на арест руководителей и активных членов этой организации в связи «с невозможностью до сих пор оставлять их на свободе». Исходя из «необходимости разоблачить враждебную организацию», заместитель прокурора области Зарубин тут же дает добро. И через несколько дней оперативные группы НКВД, оформив соответствующие ордеры, направились по адресам проживания четырех десятков человек.

24 октября был арестован мухтасиб города Мелекесса Гатаулла Губайдуллин, 26-го — Мухамметфатых Муртазин, Шайхутдин Заля-лутдинов и Шагиагзам Гаффаров, 11 ноября — мулла села Татар­ские Канадей Кузнецкого района Мухаметзян Курмакаев… Потом, в течение нескольких недель, в темные ночи ноября-декабря, все «члены контрреволюционно-националистической организации» были собраны во внутренней тюрьме краевого управления НКВД, и с ними начали работать следователи…

Деятельность НКВД в 30-е годы поражает масштабами и изобретательностью. Сотрудники «органов» мобилизовали на борьбу с мнимыми «врагами народа» все свои силы, знания и находчивость. По одному уголовному делу они могли арестовать и осудить людей, которые часто даже не были знакомы друг с другом, и поэтому не могли иметь никаких общих дел. Но это не играло никакой роли, потому что паровоз террора и беззакония мчался на всех парах, давил все на своем пути и остановиться уже не мог. Наряду с прославленными маршалами и великими учеными под его колеса попало бесчисленное множество ин­женеров, врачей, учителей, библиотекарей, рабочих, крестьян, домохозяек и других простых людей. Так и в уголовном деле №7880: в одну организацию были записаны бухгалтер, продавец, сторож, рабочий, заготовитель, секретарь сельсовета, конечно, большинство мулл, есть люди с начальным, средним образованием, у некоторых его вообще нет. Всего — 42 человека. В чем они обвинялись?

Мулла мечети на улице Обороны как руководитель Куй­бышевского филиала закордонной белогвардейской организации — Всесоюзного контрреволюционного центра Мухамметфатых Муртазин, его многочисленные знакомые, друзья и соратники, сельские муллы, руководители религиозных организаций Среднего Поволжья и Предуралья в течение многих предшествующих лет вели подрывную деятельность, укрепляли связи с зарубежными эмигрантским кругами, а через них — с разведками Германии и Японии для совместного выступления против Советской власти, передавали шпионские сведения Турции, создавали специальный фонд для развертывания контрреволюционной повстанческой деятельности с целью восстановления штата «Идель-Урал» с включением в него Казахстана, Киргизии, Узбекистана, вывода Татарской АССР из состава СССР и создания автономного госу­дарства под протекторатом Японии, на явочных квартирах проводили подпольные сборища, распространяли воззвания, сколачивали подпольную антисоветскую организацию в составе татарских полков, создали несколько диверсионных групп и так далее и тому подобное.

Ужас берет от безудержной фантазии следователей. В своих признательных показаниях Муртазин невероятно подробно рассказывает не только о своей контрреволюционной, нацио­налистической, пан-тюркистской, пан-исламистской, японо — и германофильской деятельности, но и о постоянных встречах с сообщниками, переговорах с турецким султаном о защите мусульман Советского Союза, о том, как все знакомые Муртазина с этими целями бесконечно разъезжали по стране — от Ленинграда до Ташкента, согласовывали планы будущего восстания, и кроме этого у них в мыслях больше ничего не было…Всего не пере­скажешь из 23-хстраничного машинописного документа -обвинительного заключения.

Чем не сценарий для фильмов, подобно «Покаянию» Варлама Аравидзе 1988 года. Помните, главного героя обвиняли в том, что он хотел прорыть тоннель из Лондона в Бомбей, чтобы из Британских островов пройти под землей 7 тысяч километров (в том числе, под тремя морями) до Индии и совершить там террористический акт.

Судя по признаниям Муртазина, врагами Советской власти являются все — начиная от председателя ЦДУМ Ризы Фахретдинова и ученого секретаря управления Жихангира Абызгильдина, председателя Совнаркома ТАССР Абрамова, проживавшим в Казани писателя Халика Садри (уроженец Старого Ермаково) и заканчивая муллами дальних сел — Зирекле Куак (Валимухамеда), Мулловки (Хади Камалетдинова) и всех остальных. Абсолютно все — более чем 70 человек, о которых упоминает «главарь органи­зации».

Откуда взялись эти «признания»? Только по этому, главному документу уголовного дела можно найти тысячу доказательств того, какими методами выбивались «показания». Человек сам себя не может так «правильно» оговаривать — весь текст был аккуратно, в форме шпионского детектива, написан, выправлен и напечатан на машинке, несомненно, еще до ареста Муртазина. Ему оставалось только подписать его. И не подписать Мухамметфатых-хазрат не мог.

Сопротивляться уже нет сил...

Сопротивляться уже нет сил…

Достаточно взглянуть на последнюю прижизненную фотографию Муртазина, и все станет по­нятно — он устал, изможден и сломлен. Годы постоянного над­зора и притеснения, бесконечных унижений и оскорблений, судеб­ных преследований и новые пыт­ки… Часто люди, попадая в такие нечеловеческие условия, оказы­ваются в невыносимом выборе между верой и отчаянием. И… соглашаются на самооговор и су­масбродные признания.

Беззаконие сталинских времени облачалось только в подобие соблюдения закона: выдавались санкции на арест, на обыск приглашали понятых, со всеми формальностями составлялись протоколы допросов… Но у арестованных не было права на адвоката, доказательством обвинения объявлялось только их личное признание, Особое совещание («тройка») при управлении НКВД рассматривало дело без обвиняемого, осужденный не имел права на обжалование приговора, обычно высшая мера приводилась в исполнение сразу же после вынесения.

Поэтому появление среди ночи сотрудников НКВД и предъяв­ление ордера на арест для человека, уверенного в своей невинов­ности, становилось шоком…

30 ноября, когда в дом под номером 19 по улице Радищева нагрянули оперативники, его хозяин И.Ш. Шайхутдинов (самый молодой из всех арестованных по этому делу, 1912 года рож­дения) расписаться на ордере смог только с третьей попытки: карандаш все время вываливался из рук. Этот эпизод вспоминал его младший брат Лябиб Мустафин, знакомый многим нашим землякам, один из первых членов Попечительского совета по строительству Соборной мечети на улице Стара-Загора. А за месяц до этого арестовали их отца — нетрудно представить сос­тояние молодого человека.

Мухаметситдык Шамгунов — потомственный мулла (по све­дениям 1857 года, его дед Шамгун Валишев был утвержден в должности имама постановлением Симбирского Губернского прав­ления еще в 1830 году), многие десятилетия был имамом мечети села Кубань-Озеро, обучал детей в медресе, являлся одним из самых уважаемых священнослужителей Самарского края. (Его имя мы встречали в газетной публикации об открытии Соборной мечети в 1913 году). Жители этого села рассказывают о многих странностях в поведении муллы Ситдыка-бабая на склоне жизни. Такое бывает с некоторыми людьми, прожившими долгую и труд­ную жизнь.

Поэтому его и увезли в Куйбышев. А в 1937 году ему было уже 82 года. Спокойно доживал свой век на попечении родствен­ников М. Шамгунов, как вдруг превратился в злейшего врага Советской власти. Бдительный гражданин А.П. Анисимов написал письмо в Ленинский райком партии (оно приобщено к уголовному делу): М. Шамгунов вместе с жившей на той же улице женой расстрелянного попа вел среди молодежи агитацию с целью помешать выборам в Верховный Совет СССР, которые проходили 12 декабря. Реакция была немедленной: 17-ого на улицу Кооперативная, 255 (теперь это улица Молодогвардейская, и на этом месте стоит жилой дом, называемый в на­роде «Шанхаем») явились сотрудники НКВД и арестовали старика.

«Враг народа» Мухамметситдык Шам¬гунов и жена Марзия (1868 - 1958).

«Враг народа» Мухамметситдык Шамгунов и жена Марзия (1868 — 1958).

До этого кто-то, почув­ствовав надвигающуюся беду, говорил Шамгунову: «Бабай, тебя могут арес­товать, тебе надо исчез­нуть». Но он не верил, а лишь повторял: «За что меня арестовывать, я не делал ничего плохого, ко­му я нужен такой старый и больной». Ошибался. Когда подъехал «черный ворон», Мухамметситдык-бабай, опираясь на палку, вышел из дома и сел в машину…

Сейчас у потомков хра­нится лишь его фотогра­фия, где он снялся, положив рядом свою палку. Обо всем этом в 1989 году в журнале «Казан утлары» написала внучка Ситдык-бабая Роза Мингулова, проживающая в Ленинграде. Потом Шамгунову удалось передать из тюрьмы родным записку, где он сообщал, что здесь его называют «контрой» и бьют, таскают за бороду, и что они, наверное, больше не увидятся.

А фото М. Шамгунова для публикации в нашей книге предоста­вил его правнук, врач и журналист Искандер Мифтахов.

23 декабря был арестован и Хатимулла Батталов (1884 года рождения) — бывший имам Соборной мечети, живший тоже на Кооперативной улице, в доме № 253. Он работал киоскером в универмаге.

…В 1930 году Ибрагима Бикерова (село Старое Зеленое Старокулаткинского района, 1867 года рождения) как свя­щеннослужителя, к тому же эксплуатирующего чужой труд, выслали за пределы Средневолжского края. Но наказание ему не пошло впрок. Вернувшись в 1934 году из ссылки, он организовал в родном селе работу по открытию мечети. Как написано в доносе, отправленном в НКВД односельчанами, Бикеров говорил народу, что «наша религия не должна втаптываться в грязь, нам нужно сделать все, чтобы мечети не закрывались». Также он агитирует своих односельчан сохранить религиозные традиции, несмотря ни на что.

Еще большее преступление против Советской власти совершил Мухаметзян Абдюшев из села Малая Терешка того же района. 12 декабря 1936 года он собрал односельчан и провел Ураза-гает, к тому же, громко прочитал несколько сур из Корана. Об этом сообщает начальник отдела НКВД Старокулаткинского района. Действительно, как такое можно простить!? Это было преступ­лением, за которое полагалась смертная казнь.

Произволу не было предела. В конце двух завершающих томов этого уголовного дела следователи сделали одно потрясающее примечание: «вещественных доказательств при деле не имеется». Что это означает?

Только одно — оперативники и следователи не обнаружили у обвиняемых ни оружия, ни переписку членов контрреволюционной организации, ни компроментирующих фотографий, ни воззваний, листовок, ни схем стратегических объектов, планов совершения террористических актов… Или еще чего-нибудь такого, что подтверждало бы их контрреволюционную деятельность.

Что ж, трудно найти то, чего нет на свете. Что же они тогда находили? В протоколе обыска в доме мелекесского муллы Гатауллы Губайдуллина написано: денег 32 рубля 22 копейки, карманные часы и четки. И больше ничего.

Обыск на квартире Муртазина «дал» паспорт, разные справки, личные документы, тетради, блокноты с записями на татарском языке, четыре фотокарточки… Правда, Адиба-апа говорит, что оперативники НКВД унесли больше: книги на русском языке, записи дневникового характера, религиозную литературу. Пос­телили простыню на столе, связали все в узел и унесли.

Но, как мы знаем, «вещдоки» и другие доказательства и не нужны были. Приговор давно уже был определен.

При знакомстве с этим «Делом» в глаза бросается еще одна интересная деталь: жертвы, как спортивная сборная команда, собраны с разных городов и районов. Вот несколько фамилий (данные о репрессированных мы приводим из справок о реабилитации):

-  Якуб Мустафин, родился в Теплом Стане, место работы -«Союзпушнина» (Куйбышев);

-  Сагатулла Халитов, с Пугачевского района Саратовской области, работал кучером на станции Липяги;

-  Вазых Мифтахов, бывший служитель культа села Тюгальбуга Новомалыкпинского района, продавец;

-  Измаил Муртазин, родился в Нурлат-Октябрьском районе Татарской АССР, бухгалтер артели «Красный жестянщик»;

-  Якуб Кутуев, село Канадей Кузнецкого района, секретарь сельсовета;

-  Хайрутдин Шабаев, родом из села Чаганлы Абдулинского района, заготовщик семян…

Еще раз к вопросу о том, как добывались признательные показания. Читаем протокол допроса Мухаметжана Курмакаева во втором томе дела. Сначала 67-летний Мухаметжан-мулла держится стойко, на все вопросы отвечает отрицательно: никакой контрреволюционной организации не знаю, и сам ничего против Советской власти не делал.

Тогда, видимо, следователи решили «поработать» с упрямым стариком: стенографист здесь останавливает запись допроса. А через какое-то время запись возобновляется, но уже другими чернилами и другим почерком. Меняется также и содержание ответов: да, знаю, был, состоял, участвовал, во вредительских целях делал то-то и то-то, виноват перед Советской властью во всем… Нетрудно догадаться, что послужило причиной невесть откуда появившейся откровенности обвиняемого. Надо полагать, что этими же методами получили признание и от Мухамметфатых-хазрата и других его «подельников».

А вот бывший муэдзин мечети села Ново-Урайкино Ново-Буянского района Кашаф Ахметсафин ни в чем не признался. Его ответы состоят из одних отказов — так в протоколе допроса и написано. Просто никто, судя по всему, не принуждал соглашаться. Но все равно это не спасло. По всей видимости, в его признаниях уже не было необходимости — для суда и вынесения приговора «признательных показаний» руководителей организации оказалось вполне достаточно.

Середина декабря. «Контрреволюционная исламская орга­низация» полностью разоблачена. Но в это время — по неизвестной причине — число арестованных по уголовному делу № 7880 резко увеличивается. По всей видимости, начальство не удовлетворили масштабы организации и показатели уровня бдительности своих подчиненных.

22 и 23 декабря арестовали Г.Г. Гильманова (родом из Теплого Стана, работал грузчиком), Г.Хабибуллина (уроженец Нурлат-Октябрьского района, рабочий), М. Г. Садретдинова (Старое Ибрайкино Татарской АССР, рабочий), М.Г. Абубакирова (из села Мулловка, фонарщик), С.Шамсутдинова (из села Мордово Озеро Мелекесского района, сторож) и других… За два дня 15 человек. Кроме этого, в этот же список включили двух человек из Ста­рокулаткинского района, которые были арестованы по 58-й статье еще в августе. Это — Ибрагим Бикеров (село Старое Зеленое) и Мухаметжан Абдюшев (Малая Терешка).

Нургата Галлямов (из Старого Ибрайкино, рабочий) был арестован 23 декабря при следующих обстоятельствах. К тому времени татары Куйбышева уже знали: хватают всех, лучше бежать. Нургата-ага тоже решил срочно покинуть город. Но опоздал буквально на несколько минут. Он уже собрался, оделся и вышел на улицу. Тут встретились двое. «А где проживают Аллямовы?» -спросили они у него. «Аллямовых не знаю», — ответил растеряв­шийся Нургата. «А у тебя как фамилия?» — «Галлямов». «А, очень хорошо, вот ты нам и нужен, пошли», — последовало в ответ. Только на несколько минут вместе зашли в дом, чтобы оформить протокол и взять необходимые вещи.

Это рассказывал сын — Салихжан-ага Галлямов (1912 года рождения), авторитетнейший член мусульманской общины нашего города, участник Великой Отечественной войны. Он только минувшим летом ушел из жизни, несколько месяцев не дожив до своего столетия.

…А те, кто в конце 37-го года успел скрыться, действительно, спаслись. Как, например, активный член общины, работник потребкооперации Фаттах Сагиров. Он почувствовал надвигаю­щийся арест и уехал в родную деревню — Ново-Урайкино. Прожил там до весны и вернулся в Куйбышев, когда волна арестов прошла. Потом Сагиров НКВД был уже не нужен.

Самым последним взяли 69-летнего муллу деревни Большое Трулево Кузнецкого района Бадретдина Курмакаева — 28 декабря.

Через день, 30-ого, состоялся суд, скорый и несправедливый. Он вынес почти для всех один приговор — расстрел. 41 человек, разделенные на несколько групп, были расстреляны в течение первого полугодия 1938 года. Последними, 20 июля, оборвалась жизнь Ш.З. Залялетдинова (родом из села Старый Кадый Перво­майского, ныне — Черемшанского района Республики Татарстан) и знакомого уже нам Б. Курмакаева.

И лишь одному обвиняемому довелось тогда избежать смертной казни и остаться в живых: Аббас Яфасов после того, как 10 лет отсидел в лагере, был навсегда сослан в Красноярский край. Его в Куйбышеве больше никто не видел.

Как сейчас известно, в 30-е годы приговоренных расстреливали в центре города — в саду (дачах) НКВД и хоронили в общих ямах. Сейчас здесь парк имени Юрия Гагарина. Скорее всего, «ислам­ские контрреволюционеры» лежат здесь же. 

Полный список осужденных по этому делу мы приводим в копии документа — определения Военного трибунала Приволжского военного округа от 1956 года, отменившего приговор Особого совещания при УНКВД Куйбышевской области, вынесенного 30 декабря 1937 года.

5

Примерно в то же время по другим уголовным делам, но также по 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР (антисоветская агитация, диверсии и так далее) были расстреляны муллы сел Бакаево Байтуганского района Абдулла Абдрахманов, Новое Мансуркино — Закир Миникеев, Татарское Абдикеево — Назип Еремеев, Мочалеевка — Лукман Магдеев, бывший имам села Мулловка Хади Камалетдинов. А также крестьяне Файрукша Тухватшин (Новое Ермаково), Хайрулла Юсупов (Старое Фейзуллово), Хасян Ахметзянов (Старое Ермаково), Ахмадулла Хабибуллин (Камышла), Ахметзыя Лукманов и Гасым Еремеев (оба из Татарского Абдикеево).

Из книги «Прошлое как вера в будущее», изданное к 120-летию Самарской Исторической мечети (1891-2011гг.).

(Автор — Шамиль ГАЛИМОВ).

Просмотров: 3752

14 комментариев

  1. Очевидно, что надо откопать расстрелянных и перезахоронить где-нибудь на кладбище или на территории по улице Кирова, где бывший сквер отдали РПЦ. Думаю, что там места хватит и при храме.
    Проводить танцы и пляски на могилах людей вроде нельзя ?

    • И, дополнительно, на мемориале надо написать фамилии имена и отчества всех убиенных, и, в обязательном порядке, всех лиц, участвовавших в этих оперативных, следственных и расстрельных мероприятиях. Для справедливости. и в назидание для будущих оперативных, следственных и расстрельных. Опять раздаются призывы к возобновлению убийств от имени государства. Только пожизненное лишение свободы при наличии оснований и вегетарианская пища.

      • Ибо всегда может вскрыться фальсификация доказательств или ошибка следствия.

    • Ненормально это — людей реабилитировали, а они закопаны как собаки и на их костях еще пляшут.

  2. В списке мой прадед и старший брат деда…. Оказывается их могила в парке Гагарина..

  3. В спискн невинно репрессированных есть и наш дед. Урыны ожмахта булсын.

  4. Фатхутдинов Мухаммат Мубинович в пишет:

    Мировая буржуазия зажигает очаги гражданских войн вокруг нашей страны.Никто не берет на себя смелость сказать, что мы не испытаем на себе новых ужасов гражданской войны. Поэтому надо не сидеть и взвешивать на весах, кто больше виноват, а менять государственный курс. Пора отказаться от сырьевой модели экономики и начать строить заводы и фабрики, возрождать сельское хозяйство. Иначе, как в Украине придется считать воронки.

    • Уважаемый Мухаммат Мубинович, мировая буржуазия зажигает очаги гражданских войн вокруг нашей страны, мировая буржуазия очень плохая – да, да, да, тут даже спора нет.
      Хотя многие представители нашей местной российской и даже нашей родной самарской буржуазии вряд ли в чем-то уступят зарубежной буржуазии. Так что для объективности можно и нужно смотреть не только «вокруг», но и рядом, внутри нашего общества.
      Согласен, что нужно многое изменить в нашем обществе для блага простого народа.
      Но, если не знать прошлого, то вряд-ли можно построить хорошее будущее.
      Если трусливо или стыдливо пытаться не видеть и не знать (или делать вид, что не видим и не знаем), что было плохого и ужасного в прошлом и не извлекать из этого плохого, ошибочного или даже преступного правильные уроки, то этот ужас может снова повториться для нас самих или для наших потомков.
      Ведь наших имамов, мулл, просто хороших и порядочных религиозных людей – мусульман, пытали, мучили и убивали не какие-то чужие приезжие «мировые буржуи», а наши же, свои доморощенные палачи, коммунисты и комсомольцы, мораль и психика которых были соответствующим образом изуродованы правящей верхушкой якобы во имя «мировой коммунистической революции».
      Жизнь людей, на мой взгляд, определяется в первую очередь не моделью экономики и не количеством заводов и фабрик, а моделью нравственности, морали, человечности, гуманности, экологичности, господствующей в обществе.
      Вы, уважаемый Мухаммат Мубинович, вроде бы как против буржуев. Но Вы призываете строить еще больше и больше заводов и фабрик. Это же только укрепит и обогатит буржуев-капиталистов, владельцев и собственников этих заводов, фабрик и пароходов. Простым-то людям, рабочим и крестьянам, что это даст? Еще большую эксплуатацию со стороны буржуев-хозяев? Дополнительную палку колбасы, танки, самолеты?
      Бездумная и безнравственная политика властей в области промышленности и сельского хозяйства – все больше и больше фабрик и заводов, и любой ценой, и «догнать и перегнать чужих буржуев», привели в том числе и к значительному ухудшению природной среды, окружающей нас: почти все вокруг себя загадили, засорили и отравили: леса, поля, реки, моря и озера, океаны, атмосферу, уже до космоса добрались. Чистую воду уже покупаем, скоро, наверное, будем покупать и чистый воздух. А что мы едим? Сколько у нас больных? Насколько народ озлобился, ожесточился. Я еще помню свое детство, когда народ жил бедно, но дружно, весело, без злобы, когда можно было пить чистую воду прямо из рек и озер.
      В общем, качество жизни простых людей определяется не только количеством фабрик и заводов. Я не против строительства заводов и фабрик, я за то, чтобы они строились и эксплуатировались с умом, с учетом экологии, при господстве в обществе нравственности и морали, для блага простых людей, а не ради дополнительных миллионов для буржуев.
      Уважаемый Мухаммат Мубинович, если забыть и не вспоминать, как Вы предлагаете, замученных и убитых в подвалах НКВД при Советской власти невинных хороших людей, как бы нам и нашим потомкам, нашему обществу, не пришлось снова пережить пытки и убийства в подвалах.
      Этот скорбный список не подлежит забвению.
      Еще раз спасибо нашему неутомимому публицисту, писателю, журналисту и историку-исследователю Шамилю Галимову за его труд, за напоминание.

      • Уважаемый «Потомок…»! 1. Российская буржуазия с самого начала, исторически входит в тело мировой буржуазии и исполняет роль надсмотрщика над населением колонии. При этом, как всякий ушлый управляющий, неплохо наживается на наших природных богатствах. 2. Я не оправдываю ни палачей, ни судей, которые угодливо готовы за свою карьеру засудить или казнить того, на кого укажут власть имущие самодуры. 3. Почему я говорю: гражданская война?Хотя она, официально, отгремела с 18 по 22 годы, но отзвуки её слышны были долго. В ходе гражданской войны, потери населения были велики. Люди метались с одной стороны в другую, зачастую гибли, сами не понимая за что. Белогвардейцы(тоже, наши соотечественники) чинили произвол и убивали и большевиков, и сторонников советской власти и простых рабочих и крестьян. В большинстве случаев, убийства происходили без суда и следствия, никаких документов не составлялось.(В отличие от красного «террора»). В 30 -е годы стала поднимать голову внутренняя контрреволюция, подпитываемая материально и духовно из-за рубежа. Они из-за угла стреляли в советских работников, сжигали производственные здания, фермы.
        Неудивительно, что в этот круговорот попадали и непричастные люди, на которых доносили и указывали наши же , рядом живущие, сволочи.

      • 4. Бытие определяет сознание. Если человек живёт в лесу на уровне дикого животного, то , естественно, уровень сознания и поступки будут в пределах животного. Поэтому, рост экономики, науки и образования необходим человеку для нравственного развития. Если человеку грозит голодная смерть в результате потери работы (источника материального обеспечения), то поведение его будет агрессивным. Если, в результате плодотворной творческой работы он будет получать удовольствие и достаточные материальные условия, то у него останется время для самообразования, приобщения к культуре и воспитания детей в духе гуманности. Если наша страна сегодня полностью отойдёт от технического прогресса, то останется на задворках истории, и уже не будет больше такого народа. Его заместят новые люди, которым сегодня требуются территории для существования. 5. Поэтому, я говорю: к истории подходить с анализом, не вырывая отдельные куски. Сегодня, уже, нам объявляют об уничтожении неких группировок в нашей стране. Где следствие по этим делам? Где суд, который установил меру наказания? Где материалы, с которыми , мы могли бы ознакомить общественность? Ведь мы живём в демократическом обществе? Вот какая опасность нас подстерегает!

  5. Расстреливали в подвалах. это самарская традиция. белочехи в 1918 расстреливали красных в подвалах дома Курлиной. красные бойцы Гая и Чапаева в 1919 жителей города, приютивших КОМУЧ- в подвалах городской тюрьмы и будущего здания НКВД (как раз на Степана Разина). так что это — в порядке вещей. (так же ведь и царскую семью в подвале расстреляли). там же и продолжались расстрелы в 30-х. в подвале не слышно выстрелов и криков осужденных, а на открытом воздухе — мало кого занесет, да и вдруг среди оцепления кто-то сердобольный найдется — расскажет или полезет защищать чего доброго

  6. для меня неясен только один вопрос: неужели там на самом деле были чьи-то дачи, и дачники молчали все время про эти факты? ведь история всплыла только после обнаружения останков на территории парка. фантастика! они закодированные все что ли?
    я делаю простой вывод: информация про похороны на дачах — выдумка. людей, скорее всего, хоронили в зоне отчуждения при строительстве КАТЭКа. а после завершения стройки на этом месте разбили дачный поселок, чтобы скрыть это «кладбище». потом дачи снесли и разбили парк. а про трупы решили не вспоминать

  7. В Самаре по вопросам расстрелов больше других компетентен Куренев Валерий Константинович.

    Он бывший начальник архива КГБ (не помню точно названия отдела), кажется подполковник или полковник.
    Он издавал Белую книгу, Книгу памяти.

    Основное место захоронений в Самаре — парк Гагарина, в котором было 9 штолен, место расположение которых не известно. Куренев в конце 80-х ходил с последним оставшимся в живых исполнителем, он ему показывал места.
    Но карты не составили, а потому — все забыто.
    Там, насколько я помню, там похоронено около 2 500 человек.

    Примерное место расположение — тот угол, который напротив Паркхауса. Возможно, что и тот, который напротив мечети — т.е. сторона у 22 партсъезда, ближе к Московскому.

    Расстрелы происходили не здесь, здесь только хоронили.
    Причем на этом месте, особо пикантная подробность, находились раньше дачи НКВД. Т.е. они хоронили прямо на своих дачах.

    Туда привозили трупы со Степана Разина, еще расстреливали в общаге медвуза (кресты).

  8. Сами расстрелы здесь не производились. На месте нынешнего парка имени Гагарина в 30-е-40-е годы были дачи сотрудников НКВД. Они славились своими яблоневыми садами. Дачники даже не догадывались о том, на какой земле они сажают столь богатый урожай. К моменту возвращения из космоса Юрия Гагарина дачи решено было снести. А еще через какое-то время в дубовой роще открылся детский парк. Расстрелянных закапывали по ночам в братские могилы. Их имена названы в «Белой книге». Засыпанных шурфов с убитыми на территории парка имени Гагарина девять, в них лежат около 3600 человек.

    Все расстрелянные в Самаре захоронены в парке имени Гагарина. Остальные в Сызрани, в Заусинском овраге.