Стереотипы восприятия татарской молодежью Самары русских и татар

4Магистранты Самарского национального исследовательского университета, обучающиеся по направлению «Межэтнические отношения в современной России», провели небольшой опрос.

В современном полиэтничном мире вопрос межкультурной коммуникации является одним из важнейших, поскольку в культуре каждого народа имеются представления о своем этносе и о других этносах. Эти представления, во многом детерминирующие межкультурное общение, принято обозначать понятием «этнические стереотипы».

В понятийно-терминологическом словаре «Экология человека» «этностереотипами» называют устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей, которые сложились на уровне обыденного сознания и передавались от поколения к поколению. Нередко они представлялись в виде однозначных суждений: «хитрые», «коварные», «хозяйственные». Этнические стереотипы представляют собой некий обобщенный образ инокультурных групп или их отдельных представителей. Cвоим появлением стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры [1].

При этом, как отмечают исследователи, для данной группы стереотипов характерна «неточная субъективная генерализация», то есть неосознанное приписывание какого-либо свойства всем объектам группы или каждому представителю одного народа.

Отличительной особенностью этнических стереотипов является их устойчивость, поскольку такие стереотипы формируются под влиянием исторических факторов, мифов, национальных традиций и, как правило, передаются от поколения к поколению [2]. В обыденном сознании очень распространено мнение об этностереотипах как об исключительно отрицательном феномене. Поэтому важно отметить, что этностереотипы бывают как положительными, так и отрицательными. Здесь возникает необходимость отличать стереотипы от предрассудков, которые имеют сугубо отрицательный характер.

Этнические стереотипы подразделяются на автостереотипы (представление народа о самом себе) и гетеростереотипы (представления о других «чужих» народах). Если автостереотипы, как правило, представляют комплекс положительных оценок, то гетеростереотипы бывают как положительными, так и отрицательными – во многом это зависит от опыта общения между двумя народами.

Для автостереотипов характерно стремление внести в их содержание идеалы собственного этноса, поддержание наиболее самобытных качеств национального характера [3]. Автостереотип и гетеростереотип – не автономные единицы, а структурные взаимозависимые компоненты единого целостного образования личностного или группового самосознания [4]. На основе стереотипов формируется этнический образ – «форма описания этноса, в которой выделяются наиболее значимые и типичные свойства, и которые основываются на чувственном восприятии своего или чужого этноса. Этнический образ служит эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидание его от других людей» [5].

Магистранты Самарского национального исследовательского университета, обучающиеся по направлению «Межэтнические отношения в современной России», провели небольшой опрос.

Целью этого опроса являлось определение характера межэтнической коммуникации на основании анализа авто– и гетеростереотипов представителей различных народов, проживающих на территории Самарской области.

В качестве опрошенных (или респондентов) выступили молодые представители русских, армян, мордвы, казахов, татар. Анкета, предложенная респондентам, являлась анонимной, и все полученные данные были использованы исключительно в обобщенном виде.

В рамках этого опроса молодым людям было предложено несколько суждений о качествах, чертах, которые участники опроса считали связанными или не связанными, во-первых, со своим этносом, а во-вторых, с русскими, которые составляют относительное этническое большинство как в большинстве регионов Российской Федерации, так и в Самарской области.

В качестве критериев оценки для выявления стереотипности мышления были предложены следующие качества и суждения: «гостеприимство», «открытость/ простота», «властолюбие», «на-
дежность/верность», «миролюбивость», «хитрость», «свободолюбие», «наличие чувства собственного достоинства», «навязывание своих обычаев и традиций», «культурность».

В опросе участвовало 250 респондентов, по 50 представителей каждой этнической группы. Были проанализированы все полученные результаты, однако в рамках данной публикации особый интерес представляют данные, полученные в результате опроса представителей татарской молодежи. Ниже представлены результаты в относительном выражении, в процентах от общего числа опрошенных.

Первым предложенным качеством в анкете было «гостеприимство». Абсолютное большинство респондентов (96% от общего числа опрошенных) считают татарский народ гостеприимным, в то время как с русскими «гостеприимство» ассоциируют чуть более двух третьих (72%).

Показательным, на наш взгляд, является следующее качество – «открытость/простота». В представлении татарской молодежи это качество намного более ярко выражено у представителей русского народа (так считают 72% респондентов), чем у татар (лишь 44% опрошенных считают, что открытость и простота свойственны татарам).

По мнению татарской молодежи, русский народ является чуть более властолюбивым, чем татарский: властолюбивыми русских считают около 70% опрошенных, 66% респондентов – татар относят это качество к татарам. Большинство опрошенных среди татарской молодежи считают, что представителям татарского народа в большей степени присущи такие качества, как надежность и верность (78%), нежели русским людям (52% опрошенных). В представлении абсолютного большинства опрошенных (92%) татары являются миролюбивыми, а с русскими это качество ассоциируют 70% респондентов – татар.

12 3Интересным является тот факт, что респонденты – татары считают представителей своего народа более «хитрыми» (так отметили чуть больше половины – 52% опрошенных), нежели русских (их хитрыми считают всего около трети опрошенных – 32%). Возможно, это обусловлено тем, что разные народы и этносы, исходя из особенностей своего исторического опыта, культурных традиций и ценностей, вкладывают разные смыслы в одни и те же понятия. Например, вполне возможно, что татары считают хитрость положительным качеством, поэтому больше половины опрошенных приписывают это качество представителям своего народа.

Следующим качеством, предложенным отметить респондентам, было «свободолюбие». Абсолютное большинство опрошенных, считают свой народ свободолюбивым, а с русскими это качество ассоциируется у 72% опрошенных. По мнению татарской молодежи, «чувство собственного достоинства» практически в равной степени присуще как татарскому народу, так и русскому (так считают 98% и 96% опрошенных, соответственно), также равенство наблюдается в оценке свойственности тому и другому народу такого критерия как «навязывание своих обычаев». По мнению опрошенных, ни татары, ни русские преимущественно никому не навязывают своих обычаев и традиций: только 12% татар, проживающих на территории Самарской области, чувствуют навязывание, и в то же время 14% отметили, что иногда сами татары навязывают свою культуру.

Интересным является тот факт, что представители татарской молодежи считают русских людей более терпеливыми, чем татар (78% против 62%). Вполне возможно, что полученные результаты обусловлены темпераментностью, присущей в большей степени тюркским народам. Также абсолютное большинство опрошенных (чуть более 90%) считают, что татары «готовы прийти на помощь», в то время как представителям русского народа это качество приписывают около 70% респондентов. Что же касается такого качества как «культурность», то здесь тоже наблюдается незначительно неравенство в оценках. В представлении опрошенных, и русские (так считают 78% респондентов), и татары (88%) являются культурными народами. Небольшой перевес в процентах в пользу своего собственного народа выглядит вполне естественно, в связи с тем фактом, что автостереотипы почти всегда носят положительных характер, в отличие от гетеростереотипов.

В заключении нам хотелось бы отметить, что выше представлены стереотипы восприятия татарской молодежью своего народа и представителей русского народа. Стереотипы являются субъективными представлениями в сознании отдельных людей, сформированными в результате индивидуального обыденного опыта общения. Но, вместе с тем, стереотипы зачастую распространяются на всю общность, всю группу или весь народ.

Лилит ГИНОСЯН, Анастасия КОЧЕНКОВА, Сергей ПШЕНИЧКИН, Ольга СОРОКИНА.

Использованная литература
1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2006.
2. Психология и педагогика этноса: Учебное пособие / Р.И. Зинурова; Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2004. 424 с.
3. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М., 2005.
4. Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб, 2004.
5. Арутунян Ю.В. « Этносоциология», учебное пособие. М., 2001.

Журнал «Самарские татары», № 4 (16), март — июнь 2017 г.

 

Просмотров: 1218

Комментирование запрещено