Тямаев – главный татарский певец, блокбастер о Девятаеве, новая власть в «консе» и союзе писателей РТ

1Топ-10 событий в культуре Татарстана в 2021 году: голосуем за самые важные!

В культурной жизни и образовании Татарстана в 2021-м шла активная смена поколений, театры республики громко заявили о себе на «Золотой маске», а главный симфонический оркестр РТ получил статус академического. Кроме того, режиссер и продюсер с серьезной голливудской карьерой снял блокбастер о казанском летчике Михаиле Девятаеве, а писательница Гузель Яхина побила всех конкурентов на книжном рынке своим третьим романом. Главные события года «БИЗНЕС Online» представляет в своем тексте, а вы можете голосовать за самые важные по вашему мнению, а также добавить в комментариях другие события, которые могли бы попасть в редакционный топ-10.

1. Фирдус Тямаев — новый главный татарский артист

38-летний Фирдус Тямаев — новый главный татарский артист. И хотя почти любое важное татарское мероприятие по-прежнему не обходится без исполнения «Мин яратам сине, Татарстан» Салавата Фатхетдинова, здесь мы видим неизбежную смену поколений. В этом году Тямаев выпустил клип «Татарлар», претендующий на очередной народный гимнвыступил в Институте истории им. Марджани на презентации книги о мишарях, а потом и вовсе наперевес с баяном отметился на сцене «Милләт Җыены» («Национального Собрания») аккурат между выступлениями Минтимера Шаймиева и Рустама Миниханова. Наконец «башкирские козни», когда у артиста отменилось несколько концертов в соседней республике, сделали его символом татаро-башкирского противостояние в ходе подготовки всероссийской переписи населения. Сам Тямаев искренне включился в эту борьбу, хотя, кажется, и был использован республиканскими властями. Правда, конец истории для Безнен Тямая был немного скомкан, его публичное примирение с Элвином Греем, с которым автор «Татарлар» собирался судиться, не выглядело с его стороны добровольным решением. Фото: «БИЗНЕС Online»

2. Эльмир Низамов стал лауреатом путинской премии

Композитор Эльмир Низамов в самом конце 2021-го отметил свое 35-летие наверняка в очень добром расположении духа. Прошедший год для музыканта выдался поразительно успешным. И дело не только в том, что композитор из Казани стал лауреатом премии президента РФ для молодых деятелей культуры и имел возможность лично пообщаться с Владимиром Путиным. Низамов в 2021-м окончательно закрепился в роли настоящего лидера среди татарстанских композиторов. Его песни звучали на фестивалях «Үзгәреш җиле» и «Татар җыры», его авторский вечер провел ГАСО РТ, кроме того, наш герой сделал несколько замечательных концертов с Мубаем и Эльмирой Калимуллиной, не говоря уже о бесчисленных спектаклях татарстанских театров, где звучит его музыка. Наконец Низамов возглавил кафедру композиции в родной Казанской консерватории, т. е. будет заниматься подготовкой композиторов. Очень любопытно, как в ближайшие годы Эльмир Жавдетович распорядится всем этим свалившимся на него багажом. Фото: «БИЗНЕС Online»

3. 20 номинаций татарстанских театров на «Золотую маску – 2022»

Очень успешным для театров РТ был 2021-й с точки зрения наград и номинаций. Весной Дина Сафина стала лучшим драматургом страны по версии «Золотой маски». А на национальную театральную премию в 2022-м татарстанские театралы будут претендовать аж в 20 номинациях, такого не было никогда. Причем в списке находится Казанский ТЮЗ, театр кукол «Экият», проекты театральной площадки MOÑ и, неожиданно, Нижнекамская татдрама. Интересно, что театральные «тяжеловесы» оказываются чужими на этом празднике жизни, несмотря на самые высокие бюджетные траты. Так, театр им. Джалиля заплатил 2,2 млн рублей режиссеру Юрию Александрову за постановку оперы «Паяцы», а темнокожему американскому баритону Лестеру Линчу — 1,7 млн за участие в репетиционном периоде «Паяцев» и два премьерных спектакля. Интересно, что сам Константин Богомолов, поставивший в Перми скандальную «Кармен», на которую московская элита слеталась на бизнес-джетах, получил за эту работу лишь 1,3 млн, притом что оба театра — в Перми и Казани — регионального подчинения. Так и получается, что театральная вселенная Татарстана состоит из двух миров, которые мало между собой пересекаются. Впрочем, возможно, что в таком разнообразии и состоит культурное богатство республики. Фото: © АГН «Москва» / Global Look Press / globallookpress.com

4. В Казанской консерватории закончилась эпоха Рубина Абдуллина

71-летний Рубин Абдуллин, пианист и органист с мировым именем, в этом году покинул ректорский пост в Казанской консерватории, который занимал 33 года. Вообще, КГК им. Жиганова, открывшаяся в далеком 1945-м,  уникальное учебное заведение, за три четверти века своего существования имела лишь двух руководителей — самого Назиба Жиганова и Абдуллина. Говорят, что нынешний ректор не горел желанием уходить, но возраст, а также инициатива республиканских властей (хотя учредителем консерватории является минкульт РФ, безусловно, в таких решениях Москва опирается на мнение на местах) привели к смене ректора. Несмотря на безусловные заслуги Абдуллина, в последние годы немало говорилось, что КГК им. Жиганова потеряла темп в своем развитии, немного забронзовела, а также плохо взаимодействует с теми учреждениями культуры, где должны работать ее выпускники. И. о. ректора стал известный музыковед Вадим Дулат-Алеев, работающий в консерватории еще с начала 1990-х, в последние годы в качестве заведующего кафедрой истории музыки. Дулат-Алеев декларирует преемственность, но первые его шаги говорят сами за себя. Кафедру композиции возглавил самый актуальный композитор РТ Низамов, кроме того, здесь будут преподавать (кто-то после большого перерыва) главные дирижеры республики: Александр Сладковский, Рустем Абязов, Анатолий Шутиков. Но само по себе странно, что они не делали этого при прежнем руководстве. Фото: «БИЗНЕС Online»

5. Тимур Бекмамбетов выпустил блокбастер «Девятаев»

История, начавшаяся со счастливого совпадения, когда внучка знаменитого летчика оказалась личным визажистом помощника президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой, завершилась выходом на широкие экраны блокбастера «Девятаев» от Тимура Бекмамбетова. Так о подвиге казанца Михаила Девятаева, в феврале 1945 года угнавшего немецкий бомбардировщик из концлагеря на острове Узедом, вновь узнала вся страна. Кино от успешного продюсера и режиссера не стало кассовым суперхитом, кроме того, многих смутил как Павел Прилучный в главной роли, так и придуманная авторами линия с альтер эго Девятаева, другом-летчиком, перешедшим на сторону врага. Однако для самой четы Бекмамбетовых эта история, кажется, уже стала чем-то бо́льшим, чем просто сюжетом фильма, и вот уже скоро, в том числе и усилиями Фишман-Бекмамбетовой, на Кремлевской набережной в Казани должен появиться памятник летчику-герою. А сама супруга режиссера еще и отличилась необыкновенной по масштабу презентацией «Девятаева» в Казани, на которую были приглашены пять сотен гостей (практически весь татарстанский бомонд), для этого был арендован целый мультиплекс в одном из городских ТЦ, и зрители смотрели фильм одновременно во всех его залах. Фото: «БИЗНЕС Online»

6. Ркаил Зайдулла возглавил союз писателей 

Смена власти произошла и в писательском «королевстве» Татарстана. На очередном съезде союза писателей РТ его председателем был избран Ркаил Зайдулла, известный литератор и нынешний главный трибун среди депутатов Госсовета РТ. Его кандидатуру поддержали республиканские власти, однако этот факт понравился не всем писателям, которые славятся своенравностью. Так что часть членов союза, вроде бы и не имея ничего против Зайдуллы, решили поддержать на выборах зампредседателя общественной организации Рамиса Аймета, также выдвинувшегося на пост руководителя. И все же кандидат от «партии власти» победил. В программном интервью «БИЗНЕС Online» Зайдулла говорил о необходимости создания литературного фонда и центра художественного перевода, чтобы татарских писателей можно было читать на разных языках мира. Отметим, что местные литераторы с подачи властей приняли довольно активное участие в подготовке к переписи населения в контексте вечных татаро-башкирских споров. Фото: «БИЗНЕС Online»

7. Новый роман Гузель Яхиной с «татарским акцентом»

Казанская писательница Гузель Яхина в этом году вновь подтвердила свою репутацию литературного хитмейкера. Ее третий роман «Эшелон на Самарканд», согласно исследованию Forbes Life, стал самой продаваемой в России книгой в уходящем году. И это несмотря на, мягко говоря, непраздничную тему — голод в Поволжье в 1920-е. «Хотела написать не только исторический роман, но и, скажем так, „не исторический“. Я писала и о человечности как о самом важном условии выживания общества. И вообще, как о непременном условии выживания. Потому можно сказать, что роман о том человеческом зерне, которое есть в каждом, даже в самом суровом сердце», — говорила Яхина в интервью «БИЗНЕС Online». Уже стало традицией, что частично события романа писательницы происходят на территории Татарстана (в Казани и Свияжске), а вспыхнувший вроде бы скандал, когда самарский краевед Григорий Циденков обвинил автора «Эшелона на Самарканд» в плагиате, сначала помог книге с популярностью, а потом быстро сошел на нет. Фото: «БИЗНЕС Online»

8. Картины Федора Конюхова «приплыли» в «БИЗОN»

Отметим, что, несмотря на все известные ограничения, 2021-й оказался довольно богатым в столице РТ на выставочную жизнь. Интересными проектами отметились и разные площадки ГМИИ РТ, и центр «Эрмитаж-Казань», и ЦСК «Смена». Но мы бы хотели отметить расположившуюся в самом центре Казани галерею современного искусства «БИЗОN», которая становится все более заметной на культурной карте главного города республики. В частности, летом здесь случилось «Путешествие длиною в жизнь» — выставка живописных и графических произведений Федора Конюхова. Экспозиция оказалась уникальной возможностью познакомиться с внутренним миром нашего удивительного современника и соотечественника. «Какой бы профессией человек ни занимался — спортсмен, ученый, писатель, журналист, — им движет тщеславие. Некоторые художники говорят, что пишут картины для себя. Врут. Я тоже так раньше говорил. Но сейчас уже старый, поэтому могу говорить правду. Художник не пишет для себя. Зачем? Я и так кита видел. Но я пишу его, чтобы показать его людям и продемонстрировать свои художественные умения», — рассказывал Конюхов в интервью «БИЗНЕС Online». Фото: «БИЗНЕС Online»

9. Оркестр Александра Сладковского стал «академическим»

«Татарстанские симфоники» Александра Сладковского, несмотря на все «ковидные» сложности, вновь выполнили свою традиционную норму по предъявлению казанской публике звезд из мира классической музыки. У главного симфонического оркестра РТ снова имеется собственный абонемент в Московской консерватории (у единственного из региональных оркестров), кроме того, Сладковский выпустил бокс-сет «Сергей Рахманинов. Симфоническая коллекция». Наконец в ноябре произошло знаменательное событие — ГСО РТ стал ГАСО РТ, в названии коллектива добавилось слово «академический». Соответствующее постановление подписал Алексей Песошин. «Принять предложение министерства культуры Республики Татарстан о присвоении звания „Академический“ государственному автономному учреждению РТ „Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан“», — сказано в документе. И это решение выглядит абсолютно логичным, указывая, что речь идет о самой успешной культурной институции республики. Фото предоставлено ГАСО РТ

10. Перезагрузка «Татар җыры»

После годичного перерыва, связанного с пандемией, «Барс Медиа» вернулись со своей «Песней года» — фестивалем «Татар җыры», проведя на этот раз почти пятичасовой концерт на «Казань Экспо», в зале им. Шакирова. У части публики остались претензии к мероприятию из числа привычных для шоу на татарской эстраде. Однако нынешний «Татар җыры» все же отличался от всех предыдущих, «Барс Медиа» сегодня не продюсируют артистов, используя для этого свои площадки, значит, сам фестиваль теперь может в большей степени соответствовать своему названию. Более того, блестящее трио Дины ГариповойЭльмиры Калимуллиной и Саиды Мухаметзяновойисполнившее попурри из главных татарских песен, а также Зульфат Хаким в качестве хедлайнера — это очевидная заявка, чтобы и сегодня делать по-настоящему главный татарский концерт года. «Барсы» даже позволили себе «передать привет» фестивалю «Үзгәреш җиле», иначе трудно расценить номер все той же Мухаметзяновой и Ильнара Шарафутдинова «Мин сине шундый сагындым» с джазовым звучанием, активной подтанцовкой и куплетом на английском.

business-gazeta.ru

 

Просмотров: 643

Комментирование запрещено