Татары самарского края: историческая ретроспектива и опыт веков

_s4DSC0027В предлагаемом материале речь идет об основных событиях татарской истории самарского Заволжья, а также хотим сообщить некоторые сведения, которые по разным причинам не находят достаточного отражения в научно-популярной и краеведческой литературе. Сведения, которые будут изложены ниже, взяты из трудов отечественных и зарубежных ученых дореволюционного и  советского периодов, самарских краеведов, фондов центральных и региональных архивов и других источников.

Возвращаясь к главному событию в татарской и мусульманской жизни Самары в 2013 году, хочется подчеркнуть, что строительство в начале ХХ века Соборной мечети на улице Оренбургской стало одним из этапов многовековой истории татар самарского края и города Самара.

…На Средней Волге предки современных татар жили с конца первого тысячелетия нашей эры. В IX веке ими было создано первое в Восточной Европе государство Волжско-Камская Булгария. Оно служило важным экономическим и политическим мостом между Древней Русью, Европой, с одной стороны, и странами Востока, с другой. По Самарской Луке простирались южные границы булгарского государства. Самый известный и изученный, из многочисленных булгарских памятников той эпохи – Муромский городок, находящийся в 20 километрах от города Жигулевск.

Одна из мировых религий — ислам пришел на Волгу в середине VII  века, а в 922 году для Булгарского государства он стал официальной религией. Тогда состоялось знаменитое путешествие в наши края делегации багдадского халифа во главе с Ибн-Фадланом. Итогом стало закрепление отношений самого северного мусульманского государства с халифатом. А принятие ислама на Волге послужило мощным толчком к развитию на берегах Средней Волги экономики и общественной жизни, торговли и ремесел, распространению науки и просвещения.

Именно в сражении в районе Самарской Луки осенью 1223 года монгольские войска потерпели первое в Восточной Европе поражение от волжских булгар, после чего были вынуждены отойти в степи. Только к 1236 году они смогли восстановить силы и вернуться сюда с войной. Таким образом, благодаря отражению первого нападения войск монгольских завоевателей  Волжско-Камская Булгария и древнерусские княжества получили дополнительные 13 мирных лет.

После монгольского нашествия, в середине XIII века Средняя Волга стала составной частью огромной тюрко-мусульманской евразийской империи – Золотой Орды. «С основанием Золотой Орды впервые начинается расцвет жизни в Нижнем и Среднем Поволжье по обе стороны Волги, — писал в 1910 году исследователь Самарского края  Г. И. Колесников, — здесь впервые кладется начало гражданственности (цивилизации), возникают прекрасные каменные города Сарай, Укек, Сумеркент, которые начинают соперничать с древними городами Востока, появилась обширная торговля в лице Индии и Западом в лице Генуи и Венеции; благодаря торговле завязались дипломатические отношения с восточными и западными странами.  Приволжский край, благодаря торговле и скотоводческому промыслу начинает быстро обогащаться, а установившиеся формы гражданственности обеспечивали безопасность передвижения по стране»  (Конец цитаты).

Через двести лет, в XV веке, наш край стал зависимой территорией Казанского ханства. Самарская Лука и прилегающие территории  вдоль обоих берегов Волги, до самого Нижнего Поволжья на полтора века оказались в сфере влияния двух мусульманских государств – Казанского и Астраханского ханств, а также Ногайской Орды. Доктор исторических наук Вадим Трепавлов  для историко-географического определения этого региона применяет название «Ардабаев юрт бывшей Золотой Орды». По северо-западным землям нынешней Самарской области, вдоль Большого Черемшана проходили границы Казанского ханства, где именно с той эпохи  берут свое начало несколько населенных пунктов на смежных территориях нынешних Самарской и Ульяновской областей.

С середины XVI  века начинается новый этап в истории Среднего Поволжья – в составе Русского государства.

…Систематические археологические раскопки средневековых памятников начались в Самарской губернии в 20-е годы XX века сотрудниками Самарского государственного университета под руководством Веры Владимировны Гольмстен. Но самый большой объем исследований был проведен после Великой Отечественной войны, особенно после 1969 года, когда был открыт Куйбышевский государственный университет и создана Средневолжская археологическая экспедиция. В результате многолетней работы археологов на сегодняшний день на территории Самарской Луки и Самарского Заволжья выявлены более 100 городищ и поселений, относящихся к периоду Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Они находятся, главным образом, вдоль Самарской Луки, а также по берегам рек Самара, Уса, Сок, Большой Черемшан, Кондурча и Кинель.

К моменту присоединения к Русскому государству в нашем крае существовало несколько татарских поселений. Одно из них находилось неподалеку от Самары, на волжском берегу в районе нынешнего поселка Гранный. По сведениям известного самарского краеведа Е. Ф. Гурьянова, изложенным в книге «Древние вехи Самары», в зиму 1586 -1587 годов (во время основания нашего города) в указанном татарском поселении останавливались на зимовку послы Московского царя, направлявшиеся из Москвы в Астрахань. Наличие постоянных поселений наглядно свидетельствует об оседлом, земледельческом характере хозяйства людей, населявших их. Следует напомнить, что основную часть местного населения, составляли, безусловно, предки современных татар.

Об этом же подробно пишет русский археолог, палеограф и историк XIX века, преподаватель Симбирской Духовной семинарии  Капитон Иванович Невоструев, составивший в 1860-х годах карту «городищ древнего Волго-Болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской». Опираясь на архивные документы, археологические материалы и другие источники, он доказывает, что многие существующие ныне населенные пункты Самарской Луки были основаны татарами. Это – Междуреченск, Шелехметь, Валы, Яблоневый Овраг, Ташла, Костычи (ныне город Октябрьск) и другие. Свидетельством тому служили сохранявшиеся еще в середине 19 столетия многочисленные остатки крепостных сооружений, рвов и валов, происхождение которых источники напрямую связывают с проживанием здесь татар.

Вполне вероятно, что такое же поселение, начиная с XIV века (а, может, и раньше), существовало и на месте нынешней Самары. Карта братьев Франческо и  Доменика Фра-Мауро (1367 год) и портолан Пицигано (1459) совершенно определенно показывают наличие здесь населенного пункта под названием

Samar. В этой связи трудно не согласиться с доктором исторических наук Михаилом Матвеевым, который обращает на формулировку указа царя Ивана IV, в котором речь идет не о создании какой-то новой крепости, что называется, «с нуля», а о преобразовании в крепость уже существующего населенного пункта с названием Самара.

Думается, что начатые недавно авторитетной комиссией работы по уточнению даты основания нашего города окончательно прольют свет на этот вопрос.

Знаменитый арабский путешественник Ибн-Батутта, проехавший по волжским землям Золотой Орды в 30-е годы XIV века, помимо всего прочего, оставил ценные сведения о разного рода географических примечательностях района Самарской Луки и ниже по течению Волги. Например, он приводит тогдашнее название высокой горы у нынешнего Жигулевска – Кыз дагы, которая теперь называется Девичья гора. Или Елан дагы – это знаменитые Змеевы горы в Хвалынском национальном парке на территории Саратовской области. Эти сведения в своих работах о золотоордынском городе Укек широко использовал профессор Казанского университета 19 века, немецкий востоковед Христиан Френ.

Таким образом, эти и другие тюркские названия после присоединения нашего края к Русскому государству и массового заселения его русскими, мордвой, чувашами, постепенно приобрели свойственные для русского языка грамматические характеристики и были подведены под существующие в русском языке типы склонений имен существительных.

Доказанным является и тот факт, что ко времени присоединения Средней Волги к Русскому государству (или чуть позже) в Самарском крае уже существовали такие татарские селения, как Камышла, Байтуган, Измайлово (Теплый Стан), Сантимир, Алькино и другие. Исследователи нашего края, жившие и работавшие в прежние века — Петр Рычков, Александр Гераклитов и другие писали в своих работах, что города Бузулук, Бугуруслан, Николаевск возникли в 17 веке на месте татарских городищ. Тем более Николаевск (нынешний  Пугачев соседней Саратовской области) до 1835 года назывался Мечетной слободой.

В XVII веке в нашем крае были созданы татарские казачьи посты на границах со степными кочевьями. Наиболее известным из них является Мочинская слобода. И в жизни главного города края — Самары — уже тогда постоянно присутствовал мусульманский и татарский элемент.

В Самаре были расквартированы юртовые казаки-мусульмане. Этот момент описывается в работах доктора исторических наук, профессора Э. Л. Дубмана. Подобные явления, конечно, находили отражение в топонимике года. Вероятно, с нахождением в Самаре мусульманской казачьей части связано появление в нашем городе в XVII веке улицы Мечетной, на что в своих работах указывал краевед Е. Я. Суровиков. Самый авторитетный самарский краевед конца 19 – начала 20 столетий Константин Головкин отмечает, что место, на котором сейчас располагается телецентр, в прежние времена было возвышенностью и называлось Султанским бугром, а овраг за областной больницей имени Калинина  - Башкирским. Ногайской стороной, а потом Башкирской дачей (лесом) жители нашего города раньше называли зеленый массив по левую сторону реки Самара (Куйбышевский район). Головкин также считал, что название города «Самара» происходит от булгарского слова «вьючное животное».

В 30-е годы  XVIII века в Самаре, в южной ее части, в начале нынешних улиц Галактионовская и Самарская, расположилась Оренбургская экспедиция. В процессе освоения юго-восточных окраин России и дальнейшего продвижения в казахские степи, а потом и в Среднюю Азию татары, как имеющие общую религию и очень схожий язык с жителями соседних стран, играли не последнюю роль. Это особенно понимал один из руководителей Оренбургской экспедиции В.Н. Татищев – основатель города Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти). Именно при нем в Самаре был составлен «Российско-калмыцко-татарский словарь», а также существовала калмыцко-татарская школа переводчиков, которую возглавляли знатоки восточных языков Иван Ерофеев и Махмуд Абдрахманов. Тогда же по распоряжению Татищева в Самаре была «заведена» совместная школа для татар и башкир, на русский язык были переведены книги нескольких восточных авторов.

В окрестностях Самары, по свидетельству путешественника  XVIII  века Петра  Палласа, «между живущими здесь казаками находится много татар, кои часто ездят в гористую ненаселенную степь, из которой выходят реки Каралык, Иргиз и Чаган, и ловят там диких лошадей для употребления себе в пищу» (Конец цитаты).

Большое оживление в экономическую жизнь нашего города вносили в то время татарские купцы из Касимовского уезда. Они обеспечивали Москву мерлушкой  — высококачественным мехом из шкурки ягненка, которые выменивались у казахов, живущих южнее Самары – на реке Яик.

Судя по всему, эти касимовские купцы и основали Татарскую слободу на южной окраине Самары, в районе нынешних улиц Самарская и Галактионовская. Эти улицы вплоть до 1850-х годов и придания Самаре статуса губернского города имели другие названия  - Мечетная и Татарская. В первый раз о домах купцов-татар (применительно к 1782 году) упоминает историк освоения и градостроительства  Самарского края Анатолий Куприянович Синельник. А на «Геометрическом плане Самары», который был нами обнаружен в фонде Межевой канцелярии Российского Государственного архива древних актов в Москве (эта карта утверждена 18 марта 1804 года императором Александром I), вблизи этих домов показаны «татарскiя мечеть и школа» и к юго-востоку от них и домов татарских купцов «кладбище магометанское». Здесь же указано место, предположенное для строительства новой мечети.

Следующий этап в жизни самарских татар связан с духовной деятельности двух имамов — Габдрахима Мельзетдинова и его сына Зайнельгабеддина, которые на своей усадьбе на улице Саратовская в 1844 году оборудовали и до середины 80-х годов содержали молельный дом. Недавно нам удалось найти место, где он располагался – на углу улиц Саратовская и Комсомольская.

Я не буду подробно описывать события в татарской мусульманской жизни Самары рубежа  XIX — XX веков.  Они изложены в брошюре, которая вам роздана. Отмечу только два важных момента – строительство в 1891 году симбирским фабрикантом Тимербулатом Акчуриным мечети на улице Казанская и коренные изменения в татарской общине Самары. Эти изменения носили как количественный, так и качественный характер.

По итогам Первой Всероссийской переписи населения 1897 года в Самаре постоянно проживало чуть 2800 татар, что составляло 3,2 процентв от общего количества населения города (91627 человек). В процентном отношении это даже больше, чем сейчас. Причем перепись не охватывала разного рода сезонных рабочих хлебных базаров, лесных пристаней, крестьян, регулярно торговавших на ярмарках, и другие категории временно проживающих. Самарская городская управа оценивала количество этих «неучтенных» еще в 3000 человек. Таким образом, татарская община Самары в то время насчитывала в общей сложности около 6000 человек.

Количество переходило в качество. Мусульманская община губернского центра по мере повышения своего социального статуса и финансово-экономического положения укрепляла также свои общественные позиции. Представители мусульманской общины стали членами кредитных обществ, работниками пароходства и банков, входили в местные отделения различных всероссийских общественных организаций.

По сведениям «Краеведческой картотеки» Константина Головкина, татары занимались также различными промыслами. Например, «в конце 19 века – выделка кумыса во всех кумысолечебных заведениях, кроме санатория доктора Постникова, были в руках мусульман, количество коих было более десяти. Из них наиболее известными были: Хамидов на Аннаевской даче, Мухамедьяров на Плешановской, Ишуков в Молоканском саду и Сагидов на даче Ященко». (Конец цитаты).

О роли татар в экономической жизни Самарского края у нас будет отдельный доклад. Я отмечу только такой примечательный факт: в 1909 году из пяти фруктовых магазинов Самары три принадлежали татарам.

Особенно благоприятные условия для активизации общественной жизни возникли после первой русской революции. Именно после нее началась работа по строительству мечети на Оренбургской улице. Возглавил ее купец и домовладелец Махмуд Баишев. Он начал хлопотать перед городскими властями об отводе участка земли под строительство новой мечети по улице Соборной (ныне Молодогвардейская) между Торговой (Маяковского) и Оренбургской (Чкаловской). Сначала мусульманами предполагалось построить двухэтажную деревянную мечеть (по разрешению Губернского правления от 6 сентября 1911 года). Но потом, с появлением дополнительных средств, в мае 1912 года было принято решение построить мечеть из кирпича. Автором проекта мечети стал саратовский архитектор В. И. Якунин. Для новой мечети он выбрал популярный в то время мавританский стиль. Сохранившимися образцами этого стиля в настоящее время в Самаре являются здания синагоги, медицинского учреждения на улице Степана Разиан, 41 и здание на улице Куйбышева, 72.

На стройплощадке работа шла очень быстро и в июле 1913 года на минарет строящейся мечети был установлен полумесяц. А к 1917 году мечеть окончательно достроили и отделали.

Мечеть на улице Оренбургской стала еще одним центром татарской и мусульманской общественной жизни. Здесь открылась татарская школа для мальчиков и девочек — мектебе. Приход мечети стал главным попечителем и организатором памятного Сабантуя 1914 года, который прошел на ипподроме на месте нынешних клиник медицинского университета за два с половиной месяца до начала Первой мировой войны. С началом войны при мечети был открыт приют-ясли на 50 мест для детей нижних чинов, призванных на фронт.

Мечеть на Оренбургской улице также помогала  одной из двух казенных русско-татарских школ Самары, что находилась на улице Александровская (Вилоновская).

Но вскоре грянула Октябрьская революция, положившая начало совершенно новым взаимоотношениям между государством и религиозными институтами. Мечеть на улице Оренбургская, построенная, как и другие, на народные деньги, в 1919 году была национализирована. Приход мечети прошел регистрацию в губернском отделе Наркомата юстиции РСФСР и отныне, по новому закону, считался бессрочным арендатором здания, на условиях оплаты за свой счет всех расходов на содержание.

К концу 20-х годов Советская власть в отношениях с религиозными организациями и другими «классово чуждыми элементами» окончательно сделала свой выбор, и повела на них решительное наступление. Повсеместно стали закрываться храмы. Очередь до мечети на Оренбургской улице города Самары дошла в феврале 1930 года.

Таким образом, жизнь Соборной мечети третьего прихода Самары оказалась очень короткой – она уместилась в неполных 17 лет. Постановлением городского совета от 25 февраля 1930 года здание передавалось под татарскую школу, в его  помещениях были также оборудованы производственные мастерские. Весной того же года был демонтирован минарет.

А вскоре в Советском Союзе начались массовые репрессии, в том числе и против священнослужителей. В самый их пик, в 1937 – 1938 гг. в сталинских застенках погибли имамы Наджиб Хабибуллин, Хатимулла Батталов и многие активные прихожане мечети на Оренбургской улице, всего 41 человек.

Председателю Попечительского совета по ее строительству, одному из виднейших представителей татарской общины Самары Махмуту Баишеву, в отличие от многих своих соратников, была уготована другая судьба. Он пережил все превратности жизни, был лишен прав и недвижимости. И  скончался 20 августа 1943 года. Его тело покоится на старом Татарском кладбище в 6-м Тупике.

Самое главное дело его жизни – Соборная мечеть на улице Оренбургской (Чкалова), вернее, ее здание еще несколько десятилетий служило людям. В годы Великой Отечественной войны в нем расположился эвакуированный из Белорусской ССР детский дом и призывной пункт призванных в Красную Армию. А после войны здесь находилась начальная школа № 111 Ленинского районо.

В 1945 году татары Куйбышева стали обращаться к советским и партийным органам с просьбой вернуть сохранившиеся здания мечетей на улицах Обороны и Чкалова. Но власти под разными предлогами отказывали. А в начале 60-х годов Куйбышевский горисполком в связи с предстоящим строительством Дворца спорта и Госцирка принял решение о сносе всех строений на планируемой стройплощадке. И вопрос о возврате мечети отпал сам собой. В 1963 – 64 годах ее здание было разобрано.

Говоря о роли татар в истории Самары, Самарского края и нашего Отечества в целом, уместно будет привести выдержку из рапорта самарского губернатора Николая Васильевича Протасьева министру внутренних дел Российской империи от 12 августа 1914 года: «Среди магометанского населения и духовенства губернии весть об объявлении войны встречена с должным вниманием и спокойствием. В Самаре в день получения известия о начале войны  мусульманское население выразило чувства беззаветной любви и непоколебимой преданности Престолу и Отечеству… Все призванные мусульмане отправляются на сборный пункт с высоким притом духовным подъемом патриотических чувств.

Мусульманское население с полной отзывчивостью принимает участие совместно с русским населением в оказании помощи семействам призванных, личным трудом и пожертвованиями на нужды войны деньгами, вещами и прочим». Напомним, это происходило в дни, когда наша страна была ввергнута в водоворот Первой мировой войны, неслыханной беды, после чего ход истории страны изменился коренным образом. Так что татары были патриотами своей Родины  и тогда сто лет назад, и они будут патриотами всегда.

И в заключении хочется затронуть один терминологический вопрос. В последние годы в периодической печати, литературе и в публичной речи очень часто приходится встречать словосочетание «татарская диаспора». Оно неправильное по форме и антинаучное по сути. Словом «диаспора» определяется этническая группа, возникшая в результате бегства от войн, межнациональных и религиозных конфликтов, угрозы геноцида, насильственного переселения, действия различных природных и иных факторов и проживающая вне своей исторической родины.  К татарам Волго-Уральского бассейна все сказанное никак не относится. Перефразируя известный лозунг, хочется еще раз сказать «Мы – не диаспора, диаспора – не мы!». Мы, татары живем на родной земле, на земле предков и горды и счастливы этим.

 

Шамиль ГАЛИМОВ,

историк-краевед, член Союза журналистов Российской Федерации.

 

Просмотров: 1948

Один комментарий

  1. Очень познавательно. Спасибо автору. Этот материал надо использовать учителям истории в школах.