Подготовка национальных кадров в СамГПУ — ПГСГА

875572

До сих пор национальное отделение не восстановило свою работу.

Национальное отделение филологического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета родилось много лет назад: в 1975-м году состоялся первый набор абитуриентов из Таджикистана. Заметим, что решение об обучении в вузах РСФСР ребят советских республик принималось на самом верху, на уровне ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Зачем? Это был социально-политический заказ Министерства обороны СССР: из-за слабого знания русского языка юноши, поступавшие служить в Советскую армию, испытывали большие сложности в освоении техники.

В Куйбышев поступило 25 человек, это может быть, был лучший набор по тому времени. Нас радовало, что популярность национального отделения среди учащихся из союзных республик из года в год стремительно росла и уже через несколько лет национальной отделение факультета насчитывало 720–750 студентов. В то же время это была очень тяжелая миссия: преподавателям нужно было овладеть методикой преподавания русского языка для обучения, по существу, иностранцев. Еще тяжелее было научить воспринимать сложнейшие художественные тексты русских и советских классиков. Для выполнения этой задачи была создана специальная кафедра – преподавание русского языка в национальной школе (ПРЯНШ) (зав. кафедрой – д.п.н., профессор Людмила Михайловна Кузнецова), а деканом факультета русского языка и литературы работал профессор О.М. Буранок.

Национальное отделение, рожденное в педагогических муках, успешно росло и развивалось. Так продолжалось до начала 90-х годов. С распадом СССР поток абитуриентов из Средней Азии прекратился, и возникла проблема – надо ли учить на этом отделении представителей малых национальностей России: татар, башкир, эрзя-мокша, чувашей и так далее.

Работавшая на кафедре ПРЯНШ доцент Аббяса Кияметдиновна Абдульманова обратилась за помощью к Равилю абый Ягудину, который собрал группу активистов татарского общества, пришел к тогдашнему декану факультета Владимиру Ивановичу Немцеву и с товарищами убедил в необходимости сохранения национального отделения. К чести Владимира Ивановича, он обещал «пробивать» этот вопрос на всех доступных ему уровнях и данное «главному татарину Самары», как в шутку потом Немцев называл Равиля абый Ягудина, слово свое сдержал и постоянно просил передавать «главному татарину Самары» приветы и выражал сожаление, что представители других этносов так не боролись за интересы своих детей.

Вскоре правительство Самарской области приняло решение сохранить набор студентов для того, чтобы обеспечить кадрами национальные школы города и области. На это отделение принимали ежегодно по 30 человек. Большую помощь в подготовки абитуриентов оказывали национально-культурные центры Самарской области.

Например, татарский центр активно включился в культурно-просветительскую работу, именно они порекомендовали преподавателей по татарскому языку, татарской культуре и литературе. Отделение проводило большую интернациональную работу, выезжали в национальные села, взяли под опеку национальные школы, в которых очень скоро появились наши выпускники. Конечно, в основном это были девушки. Вспоминаются замечательные студенческие вечера и концерты на татарском языке, в национальных костюмах. Так многопланово и активно изучали историю Татарстана, его культуру, литературу, устраивали поездки в Казань.

Студенты и студентки татарской подгруппы активно участвовали в деятельности молодежной татарской организации, которой руководит и поныне Фархат Махмутов, пели и танцевали в ансамбле Колючева, ездили с концертами в составе ансамбля. 

Педагогическую практику многие студентки-татарки проходили на базе созданной инициативой
и упорным трудом Дашкиной Харидой Габдельзяновной, которая сама тесно общалась со студентками, раскрывала им секреты педагогического мастерства.

Больших сложностей не было, так как сама методика освоения русского языка, русской литературы в иноязычной среде была давно освоена – были написаны учебники, хрестоматии, методички, а экскурсии помогали успешно осваивать эти предметы.

Но, однако, в стране был кризис, зарплата выдавалась нерегулярно, этих самых учебных пособий в Самаре не было, доставали у знакомых, делали копии, выручал фактический опыт, накопленный за годы работы с ребятами-таджиками. Огромную помощь оказал и на этот раз Равиль абый Ягудин, пробил деньги в губернской администрации:  национальное отделение приобрело оргтехнику, компьютер, которого не было еще на других кафедрах. Сумели организовать очно-заочные и дистанционные, как сейчас говорят, подготовительные курсы, разработали упражнения, рассылали по школам области, потом полученные работы проверяли и отсылали с рекомендациями обратно. Это положительно сказалось и на зарплате преподавателей, что весьма удивило некоторых коллег из других кафедр.

Были подключены учителя и ребята из школы «Яктылык», которые выезжая к родным в села проводили там агитационную работу, раздавали распечатанные задания. И тут татары проявили свою креативность, активно готовились старшеклассники и на вступительных экзаменах показали знания гораздо выше других. Не в упрек будет сказано, ни «мордовской», ни «чувашской» школы по примеру школы Х. Г. Дашкиной в Самаре не было открыто.

Принятые меры позволили заявить на совещании в областном министерстве о том, что главным критерием при поступлении теперь будет не рекомендация всякого рода национальных организаций, а уровень владения русским языком. Труд коллектива кафедры национального отделения привел к тому, что некоторые преподаватели успехи студенток национального отделения ставили в пример отдельным студентам «русского» отделения, подчеркивали старание и называли чаще имена татарок. 

К сожалению, Министерство образования и науки Самарской области и тогдашний министр Е.Я.Коган почему-то приняли решение о закрытии национального отделения и в том числе татарской группы. Всем преподавателем факультета это решение показалось неверным, ведь накопленный опыт говорил обратное – национальные кадры нужны, особенно в селах. Таким образом, национальное отделение проработало в педагогическом вузе с 1993 по 2003 гг.

Духовным лидером национального отделения являлась заведующий кафедрой доктор педагогических наук профессор Людмила Михайловна Кузнецова, затем ее стараниями в Самару приехал и сменил ее доктор педагогических наук профессор Шамиль Ахмедович Махмудов, – это знающие, компетентные специалисты. Они и другие преподаватели написали сотни писем в различные инстанции о возобновлении работы отделения. Однако положительного решения не было. Областное министерство пыталось хоть как-то исправить кадровый провал в подготовке национальных кадров – в качестве целевой подготовки студентов направляли на учебу в Казань. Чаще всего это были девушки из татарских сел. Через 2-3 года они выходили в столице Татарстана замуж, улучшая кадровую и демографическую ситуацию соседней дружеской республики.

До сих пор отделение не восстановило свою работу, хотя представители всех народов Поволжья
обучаются на филологическом факультете и отделении журналистики, но, к сожалению, родной язык и родную культуру не изучают. Хотелось бы обратить внимание на эту проблему и возродить отделение. Этого требует и Конституция государства, и напряженная обстановка в мире, и многонациональный состав населения области, просто элементарное осознание необходимости сохранить единство и территориальную целостность не только области, но и страны в целом.

К счастью, огромную работу, проделанную педагогическим коллективом СГСПУ, его филологическим факультетом, уже невозможно вычеркнуть из нашей жизни. В Самарской и соседних областях, особенно в татарских селах, до сих пор работают учителями, и не только учителями, сотни выпускников национального отделения.

О.М. БУРАНОК, профессор, зав. кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. 

И.Ф. МИФТАХОВ, член Союза журналистов России.

Журнал «Самарские татары», № 4 (21), октябрь — декабрь 2018 года.

Просмотров: 1156

Комментирование запрещено