Этнокультурное образование: общественное мнение (по результатам опросов)

DSC_1734Выступление на научной конференции «Зеркало российской истории». К столетию государственной национальной печати в Средневолжском крае»

Социологическое исследование, некоторые результаты которого рассматриваются в статье, проводилось в рамках государственного задания «Мониторинг этноконфессиональной ситуации в полиэтничных регионах Российской Федерации на основе модели Распределенного научного центра межнациональных и религиозных проблем, анализ гуманитарного предметно-дисциплинарного цикла в школах и вузах в аспекте формирования российской идентичности, воспитания гражданской ответственности и солидарности в регионах Приволжского федерального округа (Оренбургская, Самарская, Саратовская области, Республики Башкортостан и Татарстан)» (апрель 2017 г.)1. В Самарской области в соответствии с выборкой были опрошены 150 старшеклассников (в том числе учащиеся СОШ села Борское) и 150 студентов, а также 180 экспертов (преподаватели вузов, школ, сотрудники органов управления образованием, государственных и местных органов управления, представители национально-культурных организаций).

Представители учащейся молодежи, как и прежде2, продемонстрировали интерес к предметам и темам, направленным на изучение культуры народов России (свыше 97 % ответов, свыше 90 % респондентов): Наиболее востребованные варианты знакомства с народной культурой – это изучение истории родного края (15 % ответов, 56 % респондентов), национальной кузни (около 14 % ответов, около 51 % респондентов), географии родного края (свыше 11 % ответов, 42 % респондентов). Значительная часть учащихся интересуются национальными традициями и праздниками (около 10 % ответов, около 36 % респондентов), национальной культурой и искусством, народным изобразительным творчеством и ремеслами (свыше 8 % ответов, около 31 % респондентов), историей народов региона (8 % ответов, 29 % респондентов), национальной литературой, эпосом, народными сказаниями (7 % ответов, 26 % респондентов), национальными видами спорта (свыше 6 % ответов, 23 % респондентов), национальной музыкой и песенным творчеством (5,6 % ответов, около 21 % респондентов), национальными танцами (свыше 5 % ответов, свыше 19 % респондентов). Есть желающие изучать традиционную религиозную культуру (2,3 % ответов, свыше 8 % респондентов), традиционный костюм. (2,4 % ответов, Почти 9 % респондентов), традиционные виды труда и хозяйственной деятельности (около 2 % ответов, около 7 % респондентов).

По мнению участников опроса, эти знания нужны для сохранения традиций (26 % ответов, почти 44 % респондентов), для ознакомления (18,5 % ответов, 31% респондентов), чтобы чувствовать принадлежность к своему народу (около 15 % ответов, 25 % респондентов), Часть респондентов полагает, что такие знания нужны; всем, кто любит родной край (11 % ответов, 18 % респондентов), для получения специальных навыков и умений, которые пригодятся в жизни (12 % ответов, 20 % респондентов), всем гражданам России (10,5 % ответов, около 18 % респондентов). Каждый десятый ответил, что такие знания им не нужны или почти не нужны.

Подавляющее большинство участников опроса видят практическое применение знаниям народной культуры: только 14 респондентов затруднились с ответом, 10 ответили, что такие знания им не нужны. По мнению учащихся, знания народной культуры могут пригодиться в сфере туризма (свыше 12 % ответов, 62 % респондентов), при занятиях народными промыслами (9 % ответов, примерно 46 % респондентов), создании художественных изделий (свыше 9 % ответов, примерно 47 % респондентов), в сфере образования и воспитания (свыше 8 % ответов, около 42 % респондентов), архитектурном проектировании и домостроительстве (свыше 8 % ответов, около 42 % респондентов). Значительная часть учащихся считают, что знания народной культуры могут понадобиться при производстве продуктов питания (свыше 7 % ответов, почти 37 % респондентов), в концертной деятельности (около 7 % ответов, около 35 % респондентов), в ландшафтном дизайне (5 % ответов, 25 % респондентов), маркетинге (около 6 % ответов, 29 % респондентов), для работы на телевидении, радио, газетах (5,6 % ответов, около 29 % респондентов). Часть респондентов увидели возможности применения знаний народной культуры в таких сферах как производстве тканей, одежды и обуви (около 4 % ответов, 22 % респондентов), реклама (3,5 % ответов, 18 % респондентов), социальная работа (свыше 3 % ответов, около 17 % респондентов), производство мебели (1,6 % ответов, свыше 8 % респондентов), юридические услуги (1,5 % ответов, около 8 % респондентов).

В настоящее время в Самарской области преподавание родных языков и предметов на родных языках в рамках основной программы либо факультативно осуществляется примерно в 50 общеобразовательных школах, подавляющее большинство которых располагается в селах. В Самаре с 1997 г. работает общеобразовательная средняя школа «Яктылык» с углубленным изучением отдельных предметов. Работают воскресные национальные школы, в которых организовано преподавание родных языков, этнической культуры, истории. В качестве экспертов в опросе принимали участие учителя школы «Яктылык» (14 респондентов). Все они отметили, что в школе преподаются татарский язык и предметы этнокультурной направленности. При этом эти предметы сосредоточены на начальной и основной ступенях. Значительная часть экспертов отметили преподавание в их образовательных учреждениях, в том числе в вузах, предметов этнокультурной направленности (соответственно 46 % в школах и 16 % в вузах). Сосредоточенны эти предметы также на начальной и основной ступенях  школьного образования.

Только 4 эксперта (2,8 %) отметили наличие препятствий для преподавания национального языка Обоснования позиции – «учителя - русские», «ничего не преподается» — носят декларативный характер. Значительное количество экспертов затруднились оценить ситуацию (около 28 %), практически столько же считают, что препятствий нет, однако большинство выбрали вариант «нет такого преподавания» (свыше 41 %). Все учителя школы «Яктылык» отметили, что препятствий для преподавания национального языка нет. По мнению большинства экспертов, учебные администрации хорошо осведомлены об этнокультурных интересах населения в сфере образования, в том числе о потребностях в изучении национальных языках (40 %). Аргументация данной точки зрения: «это предполагает специфика региона», «активные НКЦ», «учитывая специфику области», «это показывает опыт работы», «потому что многонациональные классы почти во всех школах», «ситуация в области требует таких знаний», «область многонациональная». Другими словами, по мнению экспертов, объективная ситуация вынуждает администрации учебных заведений учитывать этнокультурные интересы. В определенной степени внимание к данному аспекту жизнедеятельности образовательных учреждений привлекают активисты национально-культурных центров, позиция региональных органов управления, наличие в области целевых программ, в обязанность которым вменена реализация государственной Стратегии национальной политики и соответствующих целевых программ.

Вопросы о ближайших перспективах этнокомпонента в образовании вызвали затруднения у экспертов. Значительная часть не смогли ответить на вопрос, будет ли в регионе «достаточное количество родителей учащихся, заинтересованных в школьном и вузовском обучении своих детей» предметам религиозной направленности (46 %), национальным языкам (37 %), предметам на национальных языках (45,6%), другим предметам этнокультурной направленности (41 %). Более трети экспертов полагают, что ближайшие годы в Самарской области будет достаточное количество родителей, заинтересованных в обучении своих детей национальным языкам и предметам этнокультурной направленности (соответственно (35,6 % и 41 %). Менее трети экспертов (29 %) уверены в том, что среди родителей будет достаточно количество заинтересованных в обучении детей предметам религиозной направленности. Менее всего эксперты уверены в востребованности изучения предметов на национальных языках (18 %). По перечисленным позициям, кроме обучения на национальном языке, позитивное мнение превышает негативное: 23,9 % экспертов считают, что не будет достаточного количества родителей, заинтересованных в обучении детей родным языкам, 17,8 % — предметам этнокультурной направленности, 29,4 % — предметам на родных языках, 26,1 % — предметам религиозной направленности. 

Прогнозируя реакцию общественности на сокращение или полное отсутствие преподавания национальных языков и этнокультурного содержания образования в учебных заведениях Самарской области четверть экспертов (24,4 %) отметили, что такая ситуация может стать поводом недовольства общественности. Однако большинство отрицает такую возможность (43 %). Мотивация первой точки зрения: «активны лидеры ряда НКЦ», «есть очень сильные лидеры», «этот вопрос активно отслеживают НКЦ», «тема очень важная для многих», «для региона актуальная проблема сохранения языков народов», «уже есть недовольство», «заинтересованы сохранить язык многие меньшинства», «регион многонациональный».

Мотивация второй точки зрения «для традиционных народов созданы все условия, а для мигрантов это не имеет значения, т к. приезжают работать», «вряд ли есть такие лидеры», «это не очень важная тема есть более важные проблемы», «национальные автономии, конфессии выступают активными проводниками политики сохранения национальной идентичности и веры»,
«есть организации дополнительного образования».

Конечно, многие эксперты далеки от проблем сохранения этнокомпонента в школах и других образовательных учреждениях. В результате треть экспертов не смогли спрогнозировать ситуацию.  Респонденты — учителя школы «Яктылык» единодушны: сокращение либо отмена преподавания национальных языков и других предметов этнокультурного содержания приведет к недовольству общественности.

По мнению подавляющего большинства экспертов, изучение национальных языков, народной культуры и традиций в учебных заведениях уместно для многих сфер трудовой деятельности. Из 180 экспертов только пятеро (2,8 %) полагают, что такие знания не нужны ни в каких видах трудовой деятельности, еще 14 экспертов (7,8 %) затруднились с ответом. Все перечисленные 22 вида трудовой деятельности получили поддержку экспертов. По мнению экспертов, наиболее очевидна уместность изучения национальных языков, народной культуры и традиций для таких видов труда как этнографический туризм (поддержали 71 % экспертов, около 15 % положительных ответов), традиционная кухня (соответственно 53 % и почти 11 %), художественные промыслы (соответственно 53 % и почти 11 %), образование и воспитание (соответственно 47 % и около 10 %), работа в СМИ (соответственно 47 % и около 10 %). Некоторые эксперты считают, что изучать национальные языки, народную культуру и традиции уместно при подготовке переводчиков (поддержали 33 % экспертов, почти 7 % положительных ответов), мастеров по производству художественных изделий и игрушек (соответственно 31 %: и 6,4 %), специалистов в сфере рекламных и оформительских работ, дизайнеров (соответственно 24 % и 5 %).

Помимо этого эксперты предложили изучать национальные языки, народную культуру и традиции при подготовке госслужащих, музыкальных работников, консультантов и экспертов в сфере культуры. Таким образом, в Самарской области существует социальный запрос на развитие этнокультурного образования. Результаты опроса подтвердили зафиксированный ранее повышенный интерес молодежи к истории страны и родного края, к этнической культуре и истории (3).

Литература и источники:
1. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в России/ Тишков В.А., Степанов В.В., Воронцов В.С., Черниенко Д.А., Габдрафиков И.М., Орлова О.В., Мартыненко А.В., Амелин В.В., Виноградова Э.М., Черных А.В., Каменских М.С., Вайсман Д.И., Мухаметшина Н.С., Лиценбергер О.А., Бойко И.И., Долгова А.П., Харитонова В.Г., Денисова Г.С., Денисова А.В., Викторин В.М. и др. Москва, ИЭА РАН, 2016. – 297c.
2. Мухаметшина Н.С., Этнокультурное образование в Самарской области: практика и общественное восприятие //  Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции «Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект». – Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2016. — с. 247-250
3. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / Ред. Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В. – Москва: ИЭА РАН, 2014. – 342 с.

Н. С. МУХАМЕТШИНА,
доктор политических наук, профессор СамГТУ.

Сборник «В целях содействия общественно-политическому
и культурному развитию всех национальностей…» (материалы научной конференции «Зеркало российской истории». К столетию государственной национальной печати в Средневолжском крае»).


КОНТЕКСТ:

Роль национальных СМИ в этнографическом изучении Самарской области

* * *

Ответственные редакторы Средне-Волжской (Куйбышевской) татарской областной (краевой) газеты «Урта Идель» «Колхозче» (1928-1938 гг.)

* * *

Татарское книгоиздание и периодическая печать в Самарской губернии до 1928 года

* * *

Татарская национальная печать Самарского края и ее влияние на формирование культурно- образовательного пространства татарского населения в довоенный период

* * *

Формирование национальной культурной политики в первые годы советской власти (на материале Самарской губернии)

* * *

Издание в 1908 – 1913 гг. журнала «Иктисад» («Экономика») как первый опыт национальной печати в Самарском крае

* * *

Милли матбугат — тарих көзгесе

* * *

В Самаре прошла научная конференция, посвященная столетию государственной национальной печати в Средневолжском крае (ФОТОРЕПОРТАЖ, ВИДЕО)

Просмотров: 958

Комментирование запрещено