Процессы возрождения мусульманского национально-религиозного просвещения в Самарской области в 1990-е – 2000-е гг. на страницах газеты «Азан»

DSC_1785Выступление на научной конференции «Зеркало российской истории». К столетию государственной национальной печати в Средневолжском крае»

Исследование современных тенденций развития исламского образования является достаточно сложным процессом ввиду того, что группы возможных источников ограничены, некоторые из них носят неоднозначный, а порой и противоречивый, характер. Сама тема также политизирована и накладывает определенную ответственность на исследователя. В такой ситуации большую роль в раскрытии содержания проблем, связанных с мусульманским образованием, играет периодическая печать. Газета «Азан», которая издавалась с разной периодичностью с 1996 по 2013 гг., созданная по инициативе предпринимателя Зульфата Салахова [11, c. 3; 12, c. 85; 18, c. 375], является одним из основных источников для изучения подобных вопросов.

При анализе содержания газеты разных периодов мы можем разделить сведения о национально-религиозном просвещении самарских мусульман на две категории. Первая касается сугубо религиозного компонента: информация касательно медресе в Самарской области, а вторая – национального с конфессиональным оттенком: сведения о воскресных школах и о татарском общеобразовательном учреждении «Школа Яктылык».

Для местного населения, исповедующую исламскую религию, процесс передачи знаний последующему поколению через систему среднепрофессиональных духовных учебных заведений представляется одним из способов сохранения своего культурного наследия. Исламское образование в Самарском крае в настоящий момент представлено двумя учебными заведениями среднего звена: медресе «Гали», расположенного в селе Алькино, Похвистневского района Самарской области, начавшего свою деятельность с 1992 г. [5; 8; 15] и медресе «Нур», расположенного в городе Самара, действующего с 2003 г. [2; 3; 6; 10; 16]. Ввиду того, что первое медресе – «Гали» было открыто в 1992 г., а «Азан» основан в 1996 г., проследить эволюцию данного учебного заведения на примере данной газеты было бы невозможно. Однако 2012 г. стал юбилейным в истории образовательного учреждения, и данное событие нашло свое отражение на страницах «Азан» в статье «Итоги для будущего», где описывается история медресе «Гали» [1].

Из статьи можно узнать, что первым руководителем «Гали» был Мингачев Габдулахат Фоатович [1; 15], который на тот момент имел соответствующее образование: окончил известное высшее медресе «Мир Араб» в Бухарской области Узбекистана. Будучи ректором «Гали», он преподавал в медресе арабский язык и грамматику [8]. Кроме него в учебном заведении начали свою работу такие преподаватели, как Сиразов Минтахир и Камалхан (фамилию узнать на момент написания работы не удалось). Нехватка кадрового состава для ведения преподавательской деятельностью ощущалась с первого года обучения, поэтому вскоре появились и другие учителя. Тот факт, что была нехватка среди отечественных духовных деятелей вынуждало руководство медресе обратиться к зарубежным преподавателям: ими стали учителя из Турции – Ясин, Лукман, Ахмет и Мухитдин [8], а также из Узбекистана Сайфутдин, Рустам и Абдуррахман [5]. Сам же Г. Ф. Мингачев проработал на должности ректора медресе «Гали» два года. За весь свой период существования учебное заведение сменило восемь директоров. Сведения о них представлены в таблице 1.

12

Составлено по: «История медресе «Гали»» // URL http://medrese-gali.ru/история-медресе/ (дата обращения: 06.06.2018).

За годы существования медресе обучение прошли более 300 шакирдов. Многими исследователями и представителями духовенства отмечается, что с возрождением ислама в конце 1980-начале 1990-х гг. наблюдался огромный интерес к религиозному образованию со стороны верующей части населения [3; 4; 7; 11, c. 233]. И в течение нескольких лет в стенах медресе обучалось около 50 человек по 25 человек на каждый курс обучения [8]. Также отмечается, что по своему географическому охвату «Гали» включал в себя шакирдов не только
из Самарской области, но и из Саратовской, Свердловской, Астраханской, Челябинской, Оренбургской, Пензенской, Ульяновской областей, Красноярского края [1]. На 2016-2017 учебный год здесь обучались студенты еще и из Республик Башкортостан и Дагестан, а также из Кировской области, но медресе уступает предыдущим годам в количестве студентов и педагогических работников. Их сейчас 10 и 3 соответственно [5]. Кроме ректора – Курмаева Наиля Хабибуловича в медресе работают два преподавателя: Диргачев Александр Сергеевич (Искандер хазрат) и Лизеттинов Юнус Мухаммаднурович.

Такой количественный спад шакирдов можно попытаться объяснить следующим образом. Во-первых, открытие медресе в других регионах России и в г. Самара в 2003 г. обусловили естественный отток абитуриентов в «Гали». То есть многим студентам было удобнее обучаться ближе к своей малой Родине. Лишь в ряде случаев, как это было с одним из выпускников «Гали» 2018 г. – Зайнетдиновым Батыром Тимуровичем (уроженцем из Республики Башкортостан), приезжают обучаться из других субъектов РФ по совету [5] тех людей, которые сами учились или непосредственно работали там.

Во-вторых, возможной причиной можно назвать демографический кризис 1990-х гг. Но эта причина должна была сказаться в большей степени на приеме абитуриентов примерно с 2005 по 2008 гг., так как средний возраст шакирдов от 15-16 до 21-22 лет. На современном же этапе данная причина теряет свою актуальность.

В-третьих, по нашему мнению, если на момент открытия медресе «Гали» интернет не был массовым средством для получения информации, то сегодня для тех людей, кто стремится получить религиозные знания, не связывая свою жизнь с богословской профессией, есть достаточно официально разрешенных интернет ресурсов (см, например, сайт https://umma.ru, где есть и книги, и аудио-видео материалы для изучения канонов ислама).

В-четвертых, некоторые родители сами дают необходимый минимум религиозных знаний для своих детей, которые удовлетворяют потребности в постижении духовных канонов – с одной стороны, а с другой – опасения со стороны родственников из-за существования вероятности проявления у близких экстремистских наклонностей.

В-пятых, сегодня считается, что профессия служителя религиозного культа является малоперспективной. Зарплаты работников такого рода организаций минимальные, соответствующие МРОТ по Самарской области [5].

Как упоминалось выше, следующий аспект проблемы будет относиться к национальному образованию с конфессиональным оттенком: сюжеты о воскресных школах и о татарском общеобразовательном учреждении «Школа Яктылык».

Согласно различным источникам, воскресная татарская школа начала свою деятельность в 1989 г. при непосредственном участии Хариды Габдулзяновны Дашкиной [11, c. 10; 17]. Данная образовательная организация была создана на базе школы рабочей молодежи № 12, и ставила совей целью передачу знаний по следующим дисциплинам: теологические – арабская графика, арабский язык и толкование Корана, национальные – основы грамматики и лексики современного татарского языка, татарская литература и музыка [11, c. 10]. Эта школа стала прообразом для открытия полноценной татарской школы по соседству.

Интерес к возрождению национальной культуры со стороны населения Куйбышевской области [19] подталкивали наиболее активных представителей татарской элиты к постановке вопроса об открытии полноценной национальной школы. Если на начало открытия воскресной школы обучающихся было несколько десятков человек, то к 1996 г. их насчитывало 114 [11, c. 10].

DSC_1782

Совместная с администрацией Самары деятельность татарской общественности дали ожидаемый результат. В 1997 г. на страницах газеты «Азан» появляется статья под названием «Двойной праздник», объявившая открытие национальной школы «Яктылык» [11, c. 20], первым директором которого стала также Харида Дашкина [17]. В первый год обучения учебное заведение насчитывало 180 учащихся с первого по одиннадцатые классы [11, c. 20].

Начиная с 1997 г., в школе «Яктылык» прошло множество мероприятий: празднование юбилейных дат, связанных с учебным заведением [11, c. 98], собрания научной и национальной общественности [11, c. 209], проведение различных конференций [11, c. 262, 264], выездные уроки истории [11, c. 290], «Дни здоровья» [14], участие учеников в различных конкурсах и олимпиадах [13] и многое другое. На сегодняшний день директором образовательной организации является Газизов Радик Равгатович с 2012 г., а количество учеников в этой школе насчитывает уже 539 [9].

За последние несколько лет в среде татарской общественности широко обсуждается вопрос об открытии второго подобного учебного заведения [11, c. 20]. Однако разного рода проблемы (в том числе, и финансовые) не позволяют реализовать задуманные планы татарского народа.

Таким образом, процесс возрождения мусульманского национально-религиозного просвещения в Самарской области в постсоветский период имел два схожих между собой вектора развития. Первый был направлен на создание исламских учебных заведений среднего звена, результатом которых стали создание медресе «Гали» и «Нур». Другой – акцентировал свое внимание на открытие национальных школ с религиозным компонентом, которое нашло свое отражение в организации воскресной татарской школы, а впоследствии и полноценной татарской образовательной организации «Яктылык».

Понимание данных процессов было бы невозможным без учета разных групп источников. Кроме полевых материалов, монографий и различных интернет сервисов, где размещены статьи по теме нашей работы большую роль играет периодическая печать. Одной из таковых была газета «Азан», материалы которой помогают исследователю при анализе подобных процессов, а также она является важным элементом сохранения этнокультурной идентичности мусульманских народов Самарской области.

Литература и источники:
1. Азан. 2012. 30 ноября.
2. Волжская заря. 2003. 20 марта.
3. ПМА 1 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Самара, Самарская обл. 9 июня 2018 г. (информант – Т. В. Яруллин — Председатель Регионального Духовного Управления мусульман Самарской области с 2012 г.).
4. ПМА 2 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Тольятти, Самарской обл. 11 июня 2018 г. (информант – И. М. Гумеров – имам-мухтасиб Тольяттинской Соборной мечети с 2000 г.).
5. ПМА 3 – Полевые материалы автора. Экспедиция в село Алькино Похвистевского района Самарской обл. 12 июня 2018 г. (информанты – Н. Х. Курмаев – ректор медресе «Гали» с 2014 г., Б. Т. Зайнетдинов – выпускник медресе «Гали» 2018 г.).
6. ПМА 4 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Самара, Самарская обл. 13 июня 2018 г. (информант – А. З. Сулейманов – ректор медресе «Нур» с 2010 г.).
7. ПМА 5 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Самара, Самарская обл. 14 июня 2018 г. (информант – Н. Д. Биктаев – выпускник медресе «Гали» 1995 г., имам-хатыб Самарской Исторической мечети).
8. ПМА 6 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Самара, Самарская обл. 20 июня 2018 г. (информант – Г. Ф. Мингачев – ректор медресе «Гали» в 1992-1994 гг.).
9. ПМА 7 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Самара, Самарская обл. 26 сентября 2018 г. (информант – А. Х. Мухамадьянов – методист АСУ РСО школы «Яктылык»).
10. Самарская газета. 2003. 18 марта.
11. «Азан» уполномочен заявить / Под ред. Ш. Х. Галимова. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2014. – 340 с.
12. Гусева Ю. Н. Ислам в Самарской области. – М.: Логос, 2007. 112 с.
13. Раздел «Жизнь школы» на сайте учебного заведения URL http://www.yaktylyk.ru/live (дата обращения: 26.09.2018).
14. Статья «Директор школы «Яктылык» с углубленным изучением отдельных предметов Радик Газизов – о том, как быть педагогом и отцом» URL http://sgpress.ru/news/83343 (дата обращения:
26.09.2018).
15. Статья «История медресе «Гали»». URL http://medrese-gali.ru/история-медресе/.124
16. Статья «Медресе «Нур». История». URL http://www.islamsamara.ru/main/medrese-nur/istoriya.
17. Статья «Яктылык. Школа Хариды Дашкиной» URL https://samsud.ru/journal/heroes/-jaktylyk-shkola-haridy-dashkinoi/page-1.html (дата обращения: 26.09.2018).
18. Татары Самарского края: историко-этнографические и социально-экономические очерки. Под общ. ред. Ш. Х. Галимова. Самара: «КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО», 2017. – 616 с.
19. Численность татар в Самарской области 115280 чел. по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. URL http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_89.php?reg=37 (дата обращения: 29.09.2018).

М.М.ГУМЕРОВ,
студент 2 курса магистратуры юридического факультета,
профиль «История» СФ ГАОУ ВО МГПУ.

Сборник «В целях содействия общественно-политическому
и культурному развитию всех национальностей…» (материалы научной конференции «Зеркало российской истории». К столетию государственной национальной печати в Средневолжском крае»).

 


КОНТЕКСТ:

Этнокультурное образование: общественное мнение (по результатам опросов)

* * *

Роль национальных СМИ в этнографическом изучении Самарской области

* * *

Ответственные редакторы Средне-Волжской (Куйбышевской) татарской областной (краевой) газеты «Урта Идель» «Колхозче» (1928-1938 гг.)

* * *

Татарское книгоиздание и периодическая печать в Самарской губернии до 1928 года

* * *

Татарская национальная печать Самарского края и ее влияние на формирование культурно- образовательного пространства татарского населения в довоенный период

* * *

Формирование национальной культурной политики в первые годы советской власти (на материале Самарской губернии)

* * *

Издание в 1908 – 1913 гг. журнала «Иктисад» («Экономика») как первый опыт национальной печати в Самарском крае

* * *

Милли матбугат — тарих көзгесе

* * *

В Самаре прошла научная конференция, посвященная столетию государственной национальной печати в Средневолжском крае (ФОТОРЕПОРТАЖ, ВИДЕО)

Просмотров: 1373

Комментирование запрещено